Ветерок Заозерный
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: комплексное
Тема: Путешествие по реке времени»
Форма проведения: подгрупповая
Цель: Систематизация знаний детей о временах года
Задачи:
«Познавательное развитие»
Закрепить знания об явлениях природы в разный период года.
Систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие по реке времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Активизировать мышление детей, умение перевоплощаться и абстрагироваться. Закрепить представление о свойствах жидких, твердых и газообразных веществ.
«Социально-коммуникативное развитие»
Поддерживать желание к высказыванию собственного мнения.
Развивать умение самостоятельно делать умозаключения и выслушивать мнение других детей.
«Речевое развитие»
Активизировать использование антонимов в речи
«Физическое развитие»
Способствовать развитию ловкости
«Художественно-эстетическое развитие»
Развивать чувство ритма, умение двигаться под музыку
Методы и приемы: проблемная ситуация, дидактическая игра, методы ТРИЗ (моделирование маленькими человечками, системный оператор, словесные инструкции, вопросы, уточнение.
Оборудование: «черный ящик», модель времени года (по спирали, карточки с напечатанными словами названий времен года, схемы (последовательности вопросов, мольберты, снежинки двух цветов, модель системного оператора (пятиэкранка, карточки со словами «дерево», «сосулька», карточки с картинками (дерево, части дерева, лес, город, улица, сосулька, вода, лед, крыша, карточки к игре «Путаница», музыкальное сопровождение.
Оргмомент
создание интереса к предстоящей деятельности
Игра
«Черный ящик»
закрепить умение последовательно задавать вопросы, делать умозаключения.
Игра
«Хорошо-плохо»
совершенствовать умение видеть в окружающей действительности противоречия, формулировать их
Подвижная игра на воображение по словесному указанию
«Веселые человечки»
активизировать мышление детей, умение перевоплощаться, абстрагироваться, двигаться не наталкиваясь друг на друга.
Заполнение
системного оператора
совершенствовать умение рассматривать объект в системе, подвести к выводу, что если нарушить одно звено цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Игра
«Противоречия в сезонах»
активизировать в речи использование слов-антонимов
Игра
«Путаница времени»
систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий
Рефлексия
- Посмотрите, что это?
- Черный ящик.
- В нем что-то есть, хотите узнать? Тогда задавайте вопросы. Только такие. Чтобы я смогла ответить на них словами «Да» или «Нет». Последовательность вопросов смотрите по схеме.
размер
толщина
материал действие
- Это большой, (маленький, средний?
- Плоский, (тонкий, толстый, объемный?
- Резиновый, (железный, бумажный, пластмассовый?
- С ним можно играть, (плавать, бегать, кушать, заниматься, учиться?
- Это модель. Как вы думаете. Модель чего?
- Модель времени. Чем измеряется время? (секундой, минутой, часами, неделями, месяцами, годами, веками)
- Это годовая модель. Я предлагаю отправиться в путешествие по реке времени. Взяв с собой годовую модель, отмечая на ней последовательность месяцев. С какого сезона мы начнем путешествовать?
- Какой месяц год начинает?
- Январь.
- Чей это месяц?
-Зимний.
- Значит, наше путешествие начнется с зимы.
Дети подходят к столу. На котором написано «ЗИМА», подготовлены на мольберте два листа и снежинки двух цветов.
- Вы любите зиму? За что? Что в ней хорошего? Что плохого?
Игра «Хорошо – плохо»
На каждый ответ детей появляется снежинка - (белая – «хорошо», фиолетовая – «плохо»).
Итог игры: Значит в зиме есть хорошие моменты и плохие.
- Мы увлеклись игрой, забыли. Что должны отметить на годовой модели зимние месяцы.
Дети берут 3 карточки с названием зимних месяцев и закрепляют на модели по порядку: декабрь-январь-февраль.
- Вы говорили. Что зимой много снега и льда. Лед какой?
- Скользкий (холодный, твердый)
- Представим, что вы кусочек льда. Раз он твердый, в нем «человечки «крепко держатся за руки (дети под музыку выполняют указания воспитателя). Солнце пригревает. Становится тепло, лед тает, «человечки» уже не держатся за руки, они свободно двигаются, или стоим руки на пояс, появились лужи. Солнце припекло, вода с поверхности земли испаряется, мы с вами превращаемся в «газообразных человечков». Они, очень подвижные, бегают в разные стороны, кто куда захочет
кто куда захочет. Вы замечательно перевоплотились.
- Скажите: сосульки, ручьи, проталинки – это признаки чего?
- Весны.
- Значит, после зимы наступает…весна.
Переходим к следующему столу, надпись «ВЕСНА». «пятиэкранка» 2 штуки, на мольберте, 2 слова на карточках «ДЕРЕВО», «СОСУЛЬКА», карточки. Дети делятся на две команды.
- Каждая команда возьмет по одному слову, прочитает его, найдет подходящие картинки и заполнит свою «пятиэкранку», обратите внимании, некоторые карточки пустые, значит вы сами должны на них дорисовать нужный объект.
Схема заполнения «пятиэкранки»
лес, город, парк
крыша
росток, семечко
ДЕРЕВО пень, бревно, доска, бумага
снег, вода
СОСУЛЬКА
лужа, ручей
ствол, ветви,
листья, корень
вода. лед
Анализируем проделанную работу: у первой группы было дерево, если мы на «лифте» опустимся вниз, то увидим части дерева (корень, ствол, листья, что сюда еще можно дополнить? (ветки,).
- Поднимемся на вверх. Узнаем местопроизрастания дерева.
- Перейдем налево, вспомним прошлое : чем было дерево раньше.
- Пойдем направо, узнаем будущее: что с ним произойдет.
Аналогично проверяется задание второй группы.
- Мы вспомнили и подробно рассказали о признаках весны, пора поместить на модель времени названия весенних месяцев.
- Куда же мы дальше отправимся?
- После весны наступает лето.
Переходим к следующему столу. Надпись «ЛЕТО»
- Вы любите лето? За что вы его любите?
- Согласна с вами, но летом так жарко. Постоянно хочется найти тень, спрятаться от жарких солнечных лучей. Значит. Можно сделать предположение, что и в летний сезон можно встретить плохие и хорошие моменты.
- А вы можете ответить, чем лето отличается от зимы?
- Играем, я буду говорить, что бывает летом. А вы. Ребята – что зимой.
Летом жарко, а зимой…холодно
Летом на деревьях листья, а зимой…голые ветки (лежит снег, листьев нет)
Летом день длинный, а зимой…короткий
Летом солнце высоко, а зимой …низко
Летом гуляют на улице долго, а зимой. мало
Летом рябина горькая, а зимой. сладкая
Летом птицы поют, а зимой…
Летом земля покрыта травой, а зимой…
На все вопросы вы ответили правильно, поместим карточки с названием летних месяцев на модель времени.
- Мне кажется, наше путешествие закончилось. Летом так хорошо, может нам остаться здесь?
- Нет, остался еще один сезон – осень.
- Верно. Мы не можем изменить ход времени, отправляемся к осени.
Подходим к столу, написано «ОСЕНЬ», на нем лежит карточек к игре «Путаница времени» на каждого ребенка.
1) Ветка с листочками - ветка с цветами - ветка с яблоками - яблоко на тарелке
2) Зима – весна – лето - осень
3) Семечко – росток – помидор - сок томатный
4) Ветка с почками - ветка с зелеными листьями – ветка с желтыми листьями - голая ветка
5) Сентябрь – октябрь – ноябрь
6) Дети купаются – дети идут в школу – дети лепят снеговика – дети пускают ручьи
7) Птицы прилетают – вьют гнезда – кормят птенцов – улетают
- Я заметила, что все карточки перепутаны. Помогите их разобрать и поставить все на свои места.
Каждый ребенок выполняет свой вариант.
- Вот, последовательность событий восстановлена. Мы можем поместить наши последние названия осенних месяцев на модель времени года. Ребята, как вы думаете, после осени появится новое время года или все закончится?
- Действительно наша модель показывает нам. Что время не стоит на месте. А течет по спирали: один сезон сменяет другой, год идет за годом, так было и так будет.
- Наше путешествие закончилось. Какое время года все-таки вам понравилось больше других. Почему?
- Куда вы хотели бы отправиться в следующий раз?