Лилия Бенгарт
Конспект занятия «Путешествие по островам настроений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение опыта детей в понимании и выражении эмоций по пиктограммам и развитие умения понимать свои чувства и чувства других.
Задачи:
• активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, повторить слова-антонимы, уменьшительно-ласкательные слова;
• закрепить знания об эмоциональных состояниях;
• развивать умения передавать эмоциональные состояния с помощью пиктограмм (радость, страх, обида, грусть, злость);
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по островам настроений“» размещена в разделах
• учить детей устанавливать связь между событием и эмоцией, расширять эмоциональные представления детей;
• развивать умения детей в выражении заданных эмоциональных состояний с помощью мимики и позы;
• формировать навыки эмоциональной разрядки;
• развивать творческое воображение, мышление;
• воспитывать у детей способность к сопереживанию, интерес к самим себе, чувство принадлежности к группе.
Оборудование и материалы: костюм Шапокляк; карта воображаемого путешествия; пиктограммы эмоций; разрезные картинки с изображением героев с различными эмоциональными состояниями; таблички, обозначающие название островов; музыкальные записи; видеозапись физминутки; смайлики на память.
Ход занятия
Звучит песня "Улыбка". Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Какое у вас настроение, покажите руками.
- Я надеюсь на занятии у вас у всех поднимется настроение.
- Сегодня у нас не простое занятие. Мы отправимся в путешествие по островам разных настроений. А чтобы мы не заблудились, у нас есть карта, которая нам поможет разобраться с маршрутом.
Воспитатель открывает шкаф, а там пусто.
- Ой, ребята, наша карта пропала!
Вбегает старуха Шапокляк, в руках держит карту:
- Хи-хи-хи!
В: Ребята, вы узнали, кто это? Правильно, это Шапокляк.
- Уважаемая Шапокляк, сначала нужно поздороваться.
Ш: Ну здравствуйте, здравствуйте дети, здравствуйте взрослые.
В. и дети: Здравствуйте, Шапокляк.
Ш: Хотели без меня попутешествовать? А карта у меня! Я её вам не отдам!
В: Почему?
Ш: Да потому что я сама хочу попутешествовать.
В: Шапокляк, но ведь одной скучно путешествовать. Давай ты нам отдашь карту, а мы тебя возьмём с собой.
Ш: Ну ладно, держите свою карту.
Отдаёт карту. Воспитатель показывает карту детям.
В (задумчиво) : Ребята, что-то не то с нашей картой, какая то она странная!
Дети высказывают свои предположения.
В: Да, правильно, мы собирались путешествовать по островам различных настроений, а здесь на каждом острове только грустное настроение. Ну, Шапокляк, ты не можешь не напакастить!
Шапокляк хихикает.
Воспитатель снимает грустные смайлики.
В: Вот видите, на каждом острове разные эмоции.
Ш: А что такое "эмоции"?
Ответы детей.
В: Эмоции – это реакция человека на то, что его окружает, они могут проявляться в виде удовольствия или неудовольствия, могут быть положительными и отрицательными. Но все они очень нам нужны.
- Ребята, какие вы знаете эмоции?
Рассматриваем пиктограммы с разными эмоциями - радость, злость, грусть, удивление, страх и др.
В: Ну что ж, давайте начнём наше путешествие. Для этого нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, понадобятся только ваше желание и немного фантазии. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и произнесите вместе со мной волшебные слова:
"Крибле, крабле, бумс".
В: Вот мы очутились на первом острове - Острове Непонятных Картинок.
Выставляем табличку, обозначающую название острова.
Дети садятся на стулья.
Задание «Собери и изобрази эмоцию»
Дети выходят группами по 3-4 человека, собирают разрезанную картинку с изображением эмоционального героя и изображают получившуюся эмоцию, другие дети отгадывают.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием.
В: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесё м волшебные слова: "Крибле, крабле, бумс".
В: Вот мы очутились на следующем острове - Острове С Немного Грустной Историей.
Выставляем табличку, обозначающую название острова. Дети садятся на стулья. Звучит тихая грустная мелодия.
Ш: Я знаю одну очень грустную историю. Вот послушайте:
В середине этого острова когда-то лежал огромный камень. Он был такой большой, что разделял остров на 2 половины, и жители одной части острова ничего не знали о жителях другой. Справа у камня была маленькая норка, в которой жила змея Маша. Каждое утро Маша выползала на камень (дети описывают правой рукой дугу — из-за спины вверх, смотрела вправо (дети поворачивают согнутую кисть руки направо, потом влево (поворачивают кисть налево) и вздыхала, потому что никого не было вокруг, а ей очень хотелось поговорить с кем-нибудь. Ей было очень грустно, поэтому она целыми днями лежала на камне и грела на солнышке свою спинку. А вечером Маша благодарила солнышко и уползала в свою норку (дети описывают правой рукой дугу — вниз за спину).
А с другой стороны камня в такой же маленькой норке жила змея Даша. Каждое утро Даша выползала на большой теплый камень, смотрела влево, вправо. (Дети повторяют движения левой рукой.) «Никого», — вздыхала Даша, ложилась на камень и грелась на нем целый день. Вечером она благодарила солнышко и уползала в свою норку. (Дети описывают рукой дугу за спину.)
Но однажды утром Маша и Даша, как обычно, выползли из своих норок (дети описывают дуги обеими руками) и устремились на камень. Когда они стали смотреть по сторонам (движения рук вправо-влево, то увидели друг друга. «Ах!» — удивилась Маша. «Здравствуй!» — сказала Даша. Змеи познакомились и подружились, они разговаривали друг с другом целый день. А вечером они поблагодарили солнышко за теплый денек и уползли в свои норки (одновременные движения рук за спину). Но они договорились, что теперь каждый день будут встречаться на камне.
В: Ребята, какие змеи жили на острове?
Грустные, печальные, одинокие. Показ соответствующих пиктограмм.
- Как изменилось их настроение, когда они познакомились?
Они перестали быть грустными, обрадовались и стали счастливыми.
В: Шапокляк, ну почему же у тебя всегда такое грустное настроение. Давайте попробуем поднять настроение у Шапокляк.
- Встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесё м волшебные слова: "Крибле, крабле, бумс".
- Вот мы очутились на следующем острове - Острове Веселья и Радости.
Выставляем табличку, обозначающую название острова.
Остаются стоять в кругу.
Игра «Скажи наоборот» (воспитатель задает вопрос - дети отвечают хором)
Вы злые ребята? - Мы добрые ребята.
Вы ленивые? - Мы трудолюбивые.
Вы рассеянные? - Мы внимательные.
Вы неряшливые? – Мы аккуратные.
Вы грубые? - Мы вежливые.
Вы грустные ребята? – Мы веселые ребята.
В: А сейчас предлагаю немного повеселиться.
Музыкальная физминутка "Две половинки"
В: Какое было у вас настроение, когда вы изображали весёлых животных? - Радость. Показ соответствующей пиктограммы.
Ш: Ой, как здорово мы повеселились! У меня так поднялось настроение, что мне захотелось сделать для вас что-нибудь приятное. У меня есть для вас сюрприз. Я скоро вернусь.
Шапокляк уходит.
В: Пока будем ждать Шапокляк предлагаю продолжить наше путешествие.
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесё м волшебные слова: "Крибле, крабле, бумс".
В: Вот мы очутились на следующем острове - Острове Удивления
Выставляем табличку, обозначающую название острова.
Дети садятся на стулья.
Игра «Выражение эмоций»
Педагог читает отрывок из сказки, а дети выражают подходящую эмоцию:
«Велела старуха увезти её в лес и оставить под деревом. Жалко старику дочку, да делать нечего» (жалость)
«Прибежали Алёнушка и Иванушка домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли» (радость)
«Схватил Емеля щуку руками и вдруг, заговорила она человеческим голосом» (удивление)
«Тянут – потянут, вытащили репку» (восторг)
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (испуг)
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут» (печаль)
В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.
В: Дети, а какие эмоции вы показывали?
Удивление, радость, испуг и др. Показ соответствующих пиктограмм.
В: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесё м волшебные слова: "Крибле, крабле, бумс".
- Вот мы очутились на последнем острове - Острове Спокойствия
Выставляем табличку, обозначающую название острова.
Дети садятся на стулья.
Игра «Ласковое слово»
Воспитатель называет слова, дети должны сказать их ласково.
Например: "Солнце" - "Солнышко"
Птица -, снег -, сказка -, рука -, ребенок -, ручей -, кольцо -, сердце -…
В: Когда мы ласковые, какую эмоцию мы испытываем?
Спокойствие. Показ соответствующей пиктограммы.
В: Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться домой.
Давайте возьмемся за руки, скажем волшебные слова.
Вбегает Шапокляк:
- Ой, успела, успела.
Встаёт вместе со всеми. Проговаривают волшебные слова.
В: Вот мы снова очутились в нашей группе.
Дети садятся на стулья.
Ш: Ребята, я так хорошо провела с вами время, мне было очень весело. За то что вы такие умненькие, веселенькие и воспитанные, я хочу подарить вам подарочки. И с нашими гостями тоже хочется поделиться частичкой радости, на память о сегодняшней встрече. (Вручает детям и гостям смайлики)
- А мне пора домой. До свидания. До новых встреч.
В: Ребята, а какое теперь у вас настроение? Что вам больше всего понравилось?
Всем спасибо.