Елена Валентиновна Кукушкина
Связь мелкой моторики рук с развитием речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Связь мелкой моторики рук с развитием речи
у детей дошкольного возраста
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Улыбка» (г. о. Луховицы)
Самсонова Ольга Юрьевна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Улыбка»
Кукушкина Елена Валентиновна, учитель - логопед МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Улыбка»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Аннотация: В данной статье раскрывается необходимость раннего развития мелкой моторики пальцев рук и кистей, которая влияет на становление речи и развитие речедвигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: мелкая моторика, ранее развитие речи, пальчиковая гимнастика.
Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью.
Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом
наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В. А. Сухомлинский
сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это
инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.
Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не владеет навыком его использования. Таким образом, речь не является врожденной
способностью, она формируется постепенно, под влиянием социального
окружения. Ее возникновение и развитие обусловлено потребностью в
общении.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей,
отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что
уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности мелкой моторики рук (М. М. Кольцова). Если развитие
движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием
импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших
полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с
двигательным центром (один является частью другого). Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно». Таким образом, для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать у него мелкую моторику рук.
Совершенствование мелкой моторики приводит к совершенствованию речи. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание в развитии речи.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки –
общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
Специальные исследования детей с нарушениями речи показали, что в
подавляющем большинстве случаев у них наблюдалось также отклонения в
моторном развитии. Даже при отсутствии неврологической симптоматики
такие дети отстают как в области крупной, так и мелкой моторики. И если
первая, как правило, к школьному возрасту выравнивается, то недостаточная
развитость второй остается заметна и позднее.
Отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным
(или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки,
застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор
«упрощающих» работу рук видов детской одежды могут ввести вас в
заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться
некоторым навыкам.
Несомненно, мелкая моторика — не единственный фактор,
стимулирующий интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Но достаточно весомый. Поэтому игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и в бытовой жизни, и при поступлении в школу.
.
1. Ввозная В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в
ДОУ/ В. И. Ввозная, И. Т. Коновалова. - М. : Сфера, 2006.
2. Жукова Н. С., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург АРД ЛТД, 1999.
3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников. - М. ,2000 г. - С. 69.
4. Гаврина С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать. - Ярославль, Академия развития, 1997 г. - С. 84.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Педагогика, 1961. -
С. 57.
6. Губа В. П. О возрастных особенностях развития и взаимосвязи
моторных функций рук и ног// материалы X Всес. научной конф. по физиологи. Т. 1. - М., 1968. -С. 140 – 141.
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990. - С.
144.
8. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга
ребенка. - М., 1973. - С. 54.
9. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. ,
Советская Россия, 1979 г. - С. 55.
10. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5- 7лет // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 36 - 45.