Ирина Таранова
Использование технологий в развитии творческой инициативы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
▼ Скачать +Заказ
«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам» (слайд)
Л. С. Выготский
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество
Публикация «Использование технологий в развитии творческой инициативы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности» размещена в разделах
Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.
Поэтому проблема музыкального творчества, над которой я работаю, актуальна и соответствует потребностям детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея опыта работы:
Цель:
формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества
Задачи:
осуществляются во всех видах музыкальной деятельности и развивают творческое мышление, творческую активность, творческое воображение, природную музыкальность детей :
- развивать творческое воображение – основу творческого слушания музыки;
- проявления творческой активности;
- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению.
- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества : музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах;
- создавать предпосылки к формированию творческого мышления.
Для развития творчества и самостоятельной деятельности детей использую современные технологии :
- Личностно- ориентированный подход
- Проектная технология
- Информационно — коммуникативные технологии
- Здоровьесберегающая технология
- Игровая технология
Эти технологии так же используются во все видах музыкальной деятельности.
«Музыкально-игровое творчество»
Дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях:
- восприятие:
пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах.
«Песенное творчество»
Это умение детей импровизировать простейшие мелодии. Детям дается это очень сложно индивидуально без помощи взрослого. Но работая над этим видом творчества более углубленно положительные результаты дети показывают.
«Танцевальное творчество»
Это умение детей комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции. Самый любимый для детей вид деятельности, где дети импровизируют, танцуют, проявляют свои творческие способности.
«Музыкально-игровое творчество»
это умение самостоятельно находить способы воплощения музыкально-игрового образа «Музыкально-дидактическая игра»
Выступает одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка (портфолио)
«Игра на музыкальных инструментах»
Один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности
«Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему.
Джанни Родари
Творческая активность детей не возникает сама собой, чтобы ребенок мог проявить изобразительность и творческую инициативу, необходимо привить ему умения и навыки, развивающие музыкальную способность.
Для творчества нужна основа. Первая совместная задача музыкального руководителя и воспитателя – создать эту основу, развивать у ребенка нужные умения и навыки. Научить детей активнее и полнее воспринимать музыку и ее особенности. Поэтому немаловажную роль играет слушание музыки, чтоб потом ребенок мог самостоятельно выразить ее характер в танцах, музыкальных играх, песнях.
Слушание обогащает музыкальное представление ребенка, учит простейшему анализу произведения. Необходимо одновременно вести работу над выразительностью движений, над передачей художественного образа произведения. Из плясок, разучиваемых в течение года, следует выделить сюжетные, которые очень полезны в воспитании выразительности движений. Игры, упражнения и пляски дают детям толчок к творческому воображению, их инициативе. Постепенно у детей проявляется оценочное отношение к музыке и движениям. Это говорит о формировании задатков музыкального вкуса. Дети учатся самостоятельно оценивать свои возможности, стараются проявить активность.
В программе музыкального воспитания также присутствуют музыкально-дидактические игры. Помимо развития музыкально-ритмического слуха у детей развивается творческая инициативность. Они способны передавать характер произведения в игре. Особенно если игра помимо прочего является Сюжетно-ролевой. То есть, музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в игру.
Главная задача педагога не принуждать ребенка, а побуждать его к самостоятельным действиям, к проявлению инициативы, если ребенок не уверен, педагог должен постараться помочь ему, начать вместе с ним, предложить детям поддержать его аплодисментами, любыми действиями, которые могут подвигнуть ребенка на выполнение задания. Это помогает детям раскрепоститься, и к тому же побуждает остальных принимать участие.
Каждая игра развивает определенные навыки у детей. Музыкально-ритмические движения, правильное исполнение произведение и конечно же творческую инициативу и самостоятельную деятельность.
Таким образом, у детей в процессе обучения растут достижения в музыкальной деятельности, развивается воображение и коммуникабельность.
Ведь главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть смелей и активней в повседневном общении со сверстниками.
Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей. Для этого в уголках групп я рекомендую дидактические игры, способствующие этому, так же рекомендую набор музыкальных инструментов соответствующий данному возрасту.
В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми воспитателя и музыкального руководителя.
В своей работе использую приемы, которые способствуют развитию детского творчества, использование ИКТ и мультимедийных презентаций (при проведение совместной деятельности, на праздниках и развлечениях, при проведении индивидуальной работы, при разучивании танцев, песен, музыкально – дидактических игр, придумываем с детьми свои презентации).
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.
Результативность работы по развитию творческих способностей.
Проводя не первый год, диагностические исследования музыкально творческих способностей детей, могу сделать вывод, что уровень развития детей в этом направлении значительно вырос, дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Считаю, что это заслуга всего педагогического коллектива, так как программа ДОУ соответственно ФГОС направлена на развитие творческой, разносторонне развитой личности. Необходимо продолжать вести работу в системе, для достижения желаемого результата учитывая индивидуальные особенности детей.
Для этого мною разработан перспективный план, в котором творческому развитию детей уделено много внимания.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнуть только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Родители непосредственные участники всех праздников, конкурсов и развлечений, частники в оформлении и подбору необходимых костюмов. За что мы им всегда выражаем благодарность и признательность.
Заключение
В будущем я планирую направить работу на углубленное развитие музыкальных способностей с перспективой заинтересовать воспитанников развивать приобретенные навыки на профессиональном уровне (организация районных конкурсов среди детских садов, где дети смогут показать свои таланты и творчество). Для этого необходимо проводить индивидуальную работу с детьми и родителями.