Топоркова Юлия Вячеславовна
Игры для формирования навыков сотрудничества по парциальной программе «Лесенка роста» для детей от 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисты отмечают, что общение - это важнейший фактор общего
физического развития детей.
Потребность в любви и одобрении детей дошкольного возраста (ведь ведущий мотив – «Хочу быть хорошим!») диктует ребенку необходимость учится принятым позитивным формам общения со взрослыми и детьми. Бурно развивающаяся речь помогает выстраивать речевое общение. Понимание мимики выразительных движений взрослых и сверстников способствует развитию способности к идентификации с людьми сказочными героями, игрушками, предметами.
Публикация «Игры для формирования навыков сотрудничества по парциальной программе „Лесенка роста“ для детей от 5–7 лет» размещена в разделах
По мнению М. И. Лисиной в 3-4 года возникает внеситуативно -познавательная форма общения связанная с появлением первых детских вопросов.
С совместной познавательной (теоретической) деятельностью со взрослыми. Так как самостоятельное познание мира еще затруднено единственный способ познания - общение с окружающими в первую очередь со взрослыми, которым задается огромное количество серьезных вопросов о происхождении мира человека о причинах тех или иных явлений. Ведущим средством общения становится речь. В общении со взрослым для дошкольника важными являются одобрение похвала поощрение уважение.
На 4-м году жизни ребенок как и в раннем детстве больше нуждается в общении со взрослым. общение же с детьми происходит как с участниками совместной сюжетно-ролевой игры которая совсем скоро переходит просто в беготню. совместная деятельность с детьми строится с помощью взрослого.
С 4-х лет ребенок общается со сверстниками чтобы они оценили его умения и знания зачастую демонстрируя позицию превосходства. Отношение к сверстникам пока еще не носит дифференцированного характера, и дети делятся на «плохих» и «хороших». Причем критерий для определения данного статуса - отношение взрослого (воспитателя или родителя) к этому ребенку наличие или отсутствие замечаний и нареканий к нему. То есть репутация ребенка в группе отношение к нему товарищей его эмоциональное состояние во многом зависят от корректности отношения педагога.
Для детей 4- 5 лет характерен переход к совместной игре и эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена информацией, мнениями демонстрации своих знаний и умений.
В возрасте 5-6 лет возникает внеситуативно-личностная форма общения. Ребенка интересуют такие детали из жизни взрослого где живет сколько комнат в доме есть ли дети и сколько им лет и т. д. Дети хотят чтобы взрослые относились к ним серьезно понимали их сопереживали. Однако с 5-6 лет сверстник становится очень значимым для ребенка центральной фигурой в его жизни. Дети уже признают достоинства сверстников иногда восхищаются ими.
Развитие речи произвольности общее развитие ребенка, накопление личного опыта -все это делает возможным совместную самостоятельную игру между детьми. Они сами распределяют роли и следят за выполнением принятых ими правил игры хотя все еще достаточно часто возникают конфликты, особенно при распределении ролей.
В 6-7 лет дети общаются уже в процессе не только игры но и решения общей практической задачи. Одной из главных потребностей этого возраста является общение которое реализуется посредством сюжетно-ролевой игры она становится более сложной дети с ее помощью осваивают сложные взаимодействия людей.
Взрослый находящийся рядом с детьми помогает им в организации игры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и потребностями.
Представленные далее игры направлены на развитие у дошкольников навыков общения со сверстниками, подчинения определённым правилам, бесконфликтное взаимодействие с партнёром.
1. Конкурс хвастунов
Задачи развитие навыков взаимодействия детей формирование способности к со-радости.
Содержание: дети сидят в кругу. взрослый просит каждого ребенка на-
звать по имени своего соседа слева. затем все по очереди хвастаются успехами своего соседа слева «У меня самый лучший сосед — Коля. он всегда веселый и умеет дружить.
Рекомендации: если у ребенка возникают затруднения взрослый может либо помочь сам либо предложить водящему попросить помощи у любого члена группы. когда конкурс хвастунов закончится взрослый обсуждает с ними что было приятнее слушать как про тебя говорили хорошие слова или доставлять радость другому. Можно поговорить о том трудно ли было вспомнить что-то хорошее
про другого что в высказываниях ребят удивило больше всего.
2. Игра «Домики»
Задачи развитие навыков взаимодействия в паре умения договариваться.
Содержание: для игры необходимо подготовить несколько парных домиков (один домик для каждого игрока). У каждой пары домиков — свой дизайн окон трубы двери. Количество домиков определяется по количеству игроков число которых должно быть четным.
1 этап. Каждый ребенок получает один домик. Задача игрока
- найти свою пару то есть такой же домик.
2 этап. Дети работая в парах раскрашивают свои домики так чтобы они стали одинаковыми не только по дизайну но и по цвету. В конце работы приклеиваем домики на лист ватмана и оформляем свою улицу даем ей название.
3. Игра «3еркало»
Задача формирование умения лидировать и следовать за лидером.
содержание. дети садятся на стулья друг против друга. Звучат небольшие отрывки музыки разного характера. один ребенок осуществляет движение руками в такт музыке при этом ладони должны быть направлены вперед по направлению к сидящему напротив ребенку. второй ребенок- зеркало.
В его задачу входит повторять движения первого ребенка как можно более точно. Пауза между музыкальными отрывками является сигналом к смене ролей детей. Как только музыка оборвалась первый ребенок перестает лидировать и начинает выполнять роль зеркала. второй ребенок начинает осуществлять движение руками в такт музыке.
Музыка может меняться через неравные промежутки времени одни отрывки могут быть длинными другие — короткими.
4. Игра «Зайку бросила хозяйка»
Задача развитие навыков эффективного общения.
Содержание: взрослый зачитывает строчку из какого-либо хорошо известного стихотворения например А. Барто «Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка». Затем взрослый предлагает детям рассказать эту строчку самостоятельно. Обязательно нужно выполнять правило каждое слово дети говорят по очереди. Например если первое слово («зайку.») произносят сразу
несколько человек то игра начинается сначала. И так - пока вся строчка не будет произнесена детьми по очереди с соблюдением правила.
Рекомендации: после игры можно ввести поощрение раздать детям за помощь зайке наклейки с изображением зайчика.
5. Игра «Закружилась карусель»
Задача формирование умения взаимодействовать друг с другом.
содержание. дети сидят на стульях в кругу каждый держит в руках небольшую мягкую или резиновую игрушку. Один ребенок сидит без игрушки.
Ведущий стоит в кругу или за кругом на его усмотрение и подает команду «Закружилась карусель!» все дети начинают передавать игрушки своим соседям слева таким образом «катая их на «карусели». Как только ведущий скажет «Стоп!» дети перестают передавать игрушки карусель остановилась. Ребенок без игрушки становится ведущим. ведущий занимает его место, и игра продолжается по прежней схеме.
6. Игра «Как общаться с королем (королевой)»
Задача формирование умения различать эмоциональные состояния друг друга.
Содержание: один из участников игры - король или королева — сидит на высоком стуле. Все остальные участники - жители страны – проходят мимо него нее в одном направлении несколько раз. Если «король» сидит с серьезным лицом, все делают серьезные лица маршируют и отдают честь как солдаты.
Если «король» улыбается все «жители страны», проходя мимо него тоже улыбаются и машут ему рукой. «Король» меняет выражение лица несколько раз после его выбирает на престол любого «жителя города» кто достойно общался с ним.
7. Игра «Танец волшебных лепестков».
Задача формирование неагрессивных способов взаимодействия.
материалы легкие капроновые платки или шарфы.
Содержание: взрослый собирает все платки в одну руку и говорит детям что это большой «волшебный» цветок который цвел все лето. Но вот наступила осень лепестки разлетелись по ветру. С этими словами взрослый раздает каждому ребенку по платку включает спокойную негромкую музыку и предлагает детям пофантазировать как летали лепестки вверх вниз в стороны. Дети также могут подбрасывать платки и ловить их передвигаться
с платками по комнате кружиться и т. д. перед окончанием музыки взрослый говорит детям что ветер стихает и лепестки ложатся на землю. Дети садятся либо на стулья либо на пол опускают платки вниз расслабляют мышцы тела и замирают.
8. Игра «Кто поет на берегу реки?»
Задача формирование неагрессивных способов взаимодействия.
содержание. ведущий читает стихотворение. дети повторяют за ним каждую строчку повторяя при этом предыдущую. после того как все стихотворение будет рассказано хором все участники поют 2-3 строчки из известной им песни. Выбирать и зачинать песню может участник на которого покажет ведущий.
Рекомендации: до начала игры желательно чтобы каждый ребенок вспомнил и произнес вслух 2-3 строчки любимой песни.
Вариант стихотворения-повторялки:
На берегу
Большой реки
Пчела ужалила
Медведя прямо в нос
«Ой-ой-ой-ой»
Вскричал медведь
Сел на песок
И начал петь.
9. Игра «Будь моим паровозом»
Задачи развитие навыков сотрудничества лидерских качеств, ответственности.
Содержание: с помощью считалки выбирается ведущий он становится паровозом с именем. идет по кругу и говорит «Я паровоз, меня зовут Саша».
Подходит к следующему участнику и спрашивает «Будешь моим паровозом?» Теперь он становится вагончиком, а выбранный ребенок - паровозом.
Игра продолжается до тех пор пока все участники не побывают в роли паровоза.
10. Игра «Магнит»
Задачи развитие навыков работы в группе реализация двигательной подвижности.
Содержание: ведущий рассказывает детям о свойствах магнита и показывает маленький фокус демонстрируя как магнит притягивает металлические предметы. Затем ведущий рассказывает о том как часто мы стремимся к другому человеку маме другу так как будто этот человек нас притягивает как магнит. после этого начинается игра в которой каждый ребенок может стать таким «магнитом».
Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий включает музыку. Пока звучит музыка дети могут двигаться и прыгать не разнимая рук. Ведущий останавливает музыку и называет кого-то из участников игры по имени например «Юра!» этот ребенок становится «магнитом». Все должны быстро отпустить руки подбежать к Юре и встать вокруг него. Можно сказать: «Здравствуй Юра. мы рады что ты рядом с нами!»
Затем ведущий включает музыку дети снова встают в круг и игра продолжается.
Рекомендация: желательно чтобы в роли магнита побывали все дети.
11. Игра «Дочки-матери»
Задача формирование ранней социализации.
Содержание: ролевая игра моделирующая отношения в семье или
другом коллективе. распределять роли дети могут самостоятельно но иногда им нужно помочь например подсказать те ситуации которые можно проиграть готовим праздник встречаем гостей идем в магазин лечим больного
путешествуем и т. д.).
Рекомендация: наблюдая за поведением детей во время игры можно заметить особенности их характера и поведения.
12. Игра «Ледышки и веснушки»
Задачи формирование умения слушать и выполнять инструкцию взаимодействовать развитие внимания.
Содержание: дети делятся на две команды первая – «ледышки» вторая - «веснушки». Команды встают друг напротив друга. Задача
внимательно рассмотреть друг друга и запомнить членов своей команды. По сигналу взрослого все медленно и свободно перемещаются по комнате. По сигналу ведущего - один хлопок все «ледышки» замирают на месте а «веснушки» продолжают двигаться. Сигнал «два хлопка» означает, что все «ледышки» оживают, а «веснушки» замирают.
13. Игра «Тропинка»
Задачи развитие слухового внимания навыков взаимодействия в сложных ситуациях реализация двигательной активности.
Содержание: все дети двигаются под музыку по комнате. по команде
«копна!» участники должны соединить руки над головой и встать в центр круга по команде «тропинка!» двигаются снова опустив при этом голову и положив руки на плечи впереди стоящего.
14. Игра «Путешествие друзей»
Задачи эмоциональная зарядка развитие навыков общения между собой.
Содержание. дети сидят на стульях в любом порядке так чтобы между стульями было достаточно пространства. Из числа детей взрослый выбирает троих которые встают друг за другом и одной рукой держат впереди стоящего за талию а вторая рука остается свободной - это поезд из двух пассажиров и машиниста. Звучит веселая музыка, поезд передвигается между
стульями а «машинист» и пассажиры приветствуют взмахом руки своих друзей сидящих на стульях. Как только музыка замолкает «поезд» останавливается а «машинист» и «пассажиры» выбирают себе по одному другу из числа детей сидящих на стульях, приглашая их в путешествие. Тот кого выбрал «машинист» становится «машинистом» и встает первым остальные дети встают за ним и под музыку продолжают двигаться приветствуя тех кто сидит на стульях и т. д. После нескольких музыкальных пауз образуется один
длинный «поезд», все участники которого могут приветствовать взрослого.
Игру можно повторить несколько раз.
15. Игра «Кенгуру»
Задачи обучение детей двигаться в паре подстраиваться к ритму движения партнера.
Содержание: дети разбиваются на пары. Один ребенок — «кенгуру» - стоит второй — «кенгуренок» — сначала встает к нему спиной а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача - не расцепляя рук пройти в таком положении до воспитателя до стены до окна. .
рекомендации: если детям трудно взаимодействовать в «позе кенгуру», можно предложить им поиграть в «паровозик» в парах где каждый ребенок «вагончик» которому надо двигаться в унисон с товарищем по игре.
16. Игра «Варежки»
Задачи развитие навыков сотрудничества внимания
Подготовка к игре: необходимо подготовить несколько пар бумажных варежек вырезаем по контуру. У каждой пары свой узор. Количество варежек определяется по количеству игроков число которых должно быть четным.
Содержание:
1 этап. Каждый ребенок получает одну варежку. Задача игрока - найти
свою пару то есть варежку с таким же узором.
2 этап. Дети работая в парах раскрашивают свои пары варежек так, что-бы они стали одинаковыми не только по форме узора но и по цвету.
17. Игра «Испорченный телефон»
Задачи развитие слухового внимания навыков взаимодействия с другими детьми создание позитивной атмосферы.
Содержание: дети садятся в одну линию. первый ребенок задумывает
слово и сообщает его рядом сидящему игроку. задача игры — передать слово по цепочке как можно быстрее говоря шепотом на ухо следующему соседу. В конце игры первый участник произносит то слово которое он задумал а последний - тот вариант который он услышал. Играющие видят как изменилось слово.
18. Игра «Колечко на веревочке»
Задачи развитие навыков взаимодействия умения наблюдать отслеживать невербальные сигналы партнеров.
Содержание: в кольцо продевают веревку концы которой связывают вместе. Выбирается водящий. Он должен отойти в сторону. Остальные участники встают в круг держась за веревку руками. один из игроков накрывает кольцо рукой.
Водящий входит в середину круга. Участники двигают руками по веревке делая вид что передают кольцо. При этом кольцо можно действительно незаметно для водящего передавать своему соседу. Водящий следит за руками игроков и пытается отгадать у кого находится кольцо. Тогда он бросается к этому человеку и просит показать руки. Если угадал правильно то тот у кого было кольцо становится водящим. если кольцо не найдено водящий покидает круг кольцо перепрятывается и игра продолжается.
19. Игра «Путаница»
Задачи: развитие умения принимать решение, навыков командного взаимодействия внимания и мышления.
Содержание: с помощью считалочки выбирается ведущий. Он выходит за дверь. Все остальные дети и взрослый встают в круг берутся за руки и начинают перепутываться: переступать через руки руки переносить через голову. Условие руки расцеплять нельзя. Таким образом образуется «путаница». Приглашают водящего и он должен распутать всех не расцепляя рук.
20 Игра «Сто мячей»
Задачи развитие распределения внимания умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание: игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий -играть молча.
1 этап. Все участники встают в круг. В руках у взрослого мяч. Он бросает его кому-либо из играющих предварительно договорившись с ним взглядом. Тот кто поймал мяч перебрасывает его еще кому-либо тоже предварительно связавшись с ним взглядом и т. д. Задача играющих — поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.
Переход ко второму этапу возможен лишь тогда когда участники отработают навык невербального общения при передаче мяча.
2 этап. Игра проводится точно так же как и па первом этапе только ведущий вводит еще один, дополнительный мяч тем самым усложняя проведение игры.
21. Игра «Строимся по росту»
Задачи развитие глазомера умения договариваться в группе.
Содержание: предложите детям выстроиться по росту. выполнять задание надо молча, договариваться можно только при помощи рук.
Рекомендации: для демонстрации понятий «выше» и «ниже» можно использовать кубики или другие игрушки задание можно усложнить, предложив выполнить его с завязанными глазами. Ведущий должен подбадривать детей при необходимости оказывать им помощь.
22. Игра «Трифон»
Задачи развитие воображения умения двигаться свободно действовать сообща.
Содержание: участники игры встают в круг один остается в середине. Все поют
У дядюшки Трифона семеро детей
Семеро детей — и все сыновья
Они не пьют не едят
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение все играющие должны повторить его.
Сделав несколько движений водящего нужно поменять. Новый водящий должен придумать новые движения.
Рекомендации: желательно предлагать к выполнению забавные и доступные для выполнения движения.