Диана Кудралиева
Хороводные игры в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
ОНИ:
-развивают чувство ритма;
-способствуют совершенствованию двигательных навыков;
-облегчают процесс адаптации, располагают детей друг к другу, раскрепощают их;
-учат детей действовать вместе, сотрудничать.
В освоении хороводных игр используются следующие приемы:
-целостный показ игры;
-частичное разучивание;
Публикация «Хороводные игры в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
-совместный анализ игровых образов;
-сочинение игровых образов.
Какое значение имеют хороводные игры в речевом развитии детей?
Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.
Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, повышающий речевую активность детей, способствующий коррекции нарушений речи. Это тот материал, который воспитывает художественный вкус, развивает связную речь, учит детей лучше понимать окружающий его мир.
В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Речь детей дошкольников уже "засорена" словами - паразитами, дети не умеют общаться при помощи речи (правильно выстроенных предложений).Хороводные игры почти забыты, однако актуальны и интересны и в настоящее время.
В теории и практике дошкольного воспитания утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре, способствует развитию речи, максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей.
Игра-хоровод имеет несколько способов использования
-во время занятия;
-на праздниках и утренниках;
-во время прогулок;
В данном случае, нас интересует использование игры-хоровода во время занятия, где она предлагается в качестве смены вида деятельности. Формы занятия, требующие умственного напряжения, следует чередовать с подвижными играми. Тема хороводной игры в идеале согласуется с основным содержанием занятия НОД. На занятиях по изучению домашних и диких животных, птиц проводятся хороводные игры, герои которых соответственно звери и птицы ("Заинька попляши", "Мыши водят хоровод", "Как сорока стрекочу" и т. д.)
Во время занятий по окружающему миру дети водят хоровод, связанный с природной тематикой ("Солнышко", "Дождик", "На дворе мороз и ветер" и т. д.)
У детей с нарушениями речи часто помимо речевого недоразвития встречаются нарушения в расстройстве координации движений рук и ног, трудности в овладении пространством. Хороводные игры помогают ориентироваться в пространстве.
Из-за недостатков в развитии речи у детей с трудом формируется и речевое общение. В хороводе успешно осуществляются все коррекционные речевые задачи :
-обогащение словаря, овладение навыками словообразования;
-овладение грамматическим строем речи;
-развитие звуковой культуры речи, эффективны звуковые хороводы.
Как было сказано выше, на занятиях хоровод используется в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой. В данном случае целесообразнее использование простых хороводов, их слова разучиваются одновременно с движениями.
Включение хороводов в занятия и игры способствует всестороннему развитию детей.