Лукьянчикова Любовь Вячеславовна
Публикация
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация
«Использование дидактических игр и игровых ситуаций в развитии активной речи у детей с ЗПР в условиях Центра содействия семейному воспитанию»
Лукьянчикова Любовь Вячеславовна
Логопед I-й катигории ГКУ ЦССВ «Центральный»
В последние годы внимание многих ученых, как отечественных, так и зарубежных, привлечено к проблеме коррекции задержки психического развития ребенка (ЗПР). Как показали исследования Л. С. Выготского, А. А. Катаевой, В. И. Лубовского, именно период дошкольного детства является наиболее продуктивным для развития компенсаторных механизмов у детей с различными аномалиями. Авторы связывают эти процессы с теми сензитивными периодами, которые проходит ребенок-дошкольник на начальных этапах своего развития.
Публикация «Публикация» размещена в разделах
К нам в Центр поступают дети от рождения до 4-х лет, оставшихся без родительской опеки. Причины поступления детей совершенно разные это: нежелательная беременность, заболевание ребенка, заболевания родителей, уклонение от родительских обязанностей, родительская не компетентность, асоциальное поведение, низкий социальный уровень, жестокое обращение. В основном поступают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); с задержкой психического развития (ЗПР); с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Основная задача нашего центра — обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, оптимальное состояние здоровья, подготовить их к жизни в семье, облегчить им социальную адаптацию.
Одним из видов деятельности центра является дошкольное образование с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обеспечение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации.
При организации педагогической работы идет упор на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста, учитываются его особенности:
• быстрый темп и неравномерность;
• низкую сопротивляемость организма детей, особенно их нервной системы;
• тесную взаимосвязь и взаимозависимость физического развития, здоровья и поведения;
• наличие у детей большой потребности в исследовательской, ориентировочной деятельности, новых впечатлениях, двигательной активности, в положительных эмоциях, в общении со взрослыми.
Одна из наиболее распространенных форм психических нарушений это задержка психического развития. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др.). Проанализировав психологические исследования, мы можем наблюдать у детей с ЗПР следующие особенности:
• внимание неустойчивое, неравномерная работоспособность, ребенка трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности, недостаточная целенаправленность деятельности, они импульсивны, часто отвлекаются, с трудом переключаются с одного задания на другое;
• многие из детей испытывают трудности в восприятии (зрительного, слухового, тактильного); дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности; часто испытывают затруднения в практическом различении свойств предметов и их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается вербально; особые трудности испытывают при овладении представлениями о величине; затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеют выделить основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали, что не позволяет сформировать целостный образ предмета и это находит отражение в изобразительной деятельности;
• у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания; характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; произвольность запоминания практически отсутствует;
• отставание отмечается на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов - представлений; детям сложно создать целое из частей и выделить части из целого, трудности в пространственном оперировании образами; не формируется уровень словесно-логического мышления: не выделяют существенные признаки при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам; трудности при сравнении;
• нарушения речи преимущественно системного характера; детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании инструкции, содержании сказок, стихов; ограничен словарный запас, затруднено словообразование.
Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми с ЗПР требует привлечения разнообразных технологий, методов и приемов.
Но, как известно, основной формой воздействия на ребенка в специализированных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, игры, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.
При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей и о их отклонениях в развитии, которые характерны для детей с задержкой психического и речевого развития.
Известно, что в развитии детей существуют сензитивные периоды, в которые они оказываются наиболее чувствительными к определённым влиянием окружающей среды. Для развития речи таким сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет. В этот наиболее благоприятный момент у ребёнка закладываются основы речевого поведения, формируется чувство языка.
«Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития»
Л. С. Выготский.
Вот почему важно своевременно обратить внимание на отставание и начать коррекционную работу по его преодолению.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. А вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития средствами дидактических игр позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития и социальной интеграции.
Дидактическая игра – это средство обучения и форма обучающего воздействия взрослого на ребенка, поэтому она используется нами в работе по развитию речи детей.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, развитию фразовой речи, формированию грамматических связей в предложении, развитие диалогической речи.
- социально-нравственному развитию ребенка: в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и сопереживать.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и четкое выполнение правил игры.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольные игры.
3. Словесные игры.
Дидактические игры в педагогическом процессе играют двуединую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой, в подобных играх, используют природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.
Настольные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки». С помощью настольных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
У детей с ЗПР речь сама по себе полноценно формироваться не может. Для нормального речевого развития необходимо уделить большое внимание сенсорному воспитанию ребенка, которое мы формируем через систему дидактических игр.
Так в игре «Катится-не катится» учим ориентироваться на форму предмета. С поставленной задачей ребенок справится в том случае, если научится различать куб и шар, учитывая свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача, выполняя которую, ребенок достигает поставленной цели.
Предлагая, игру с вкладышами («Построй башенку», «Собери стаканчики», развиваем навык действия с предметами в определенной последовательности и учим ориентироваться на величину предметов. Вводим понятия «большой – маленький».
В играх «Подбери по цвету», «Найди такой же» даем ориентировку в цвете, обучая подбирать предмет по образцу (сличение, и по слову взрослого (выбор).
Следовательно, усвоение программного содержания ставится условием достижения игровой цели.
На начальных этапах главной задачей в коррекционной работе с детьми мы считаем формирование эмоциональности и развитие подражательных возможностей ребенка. Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Ладушки», «Кто у нас хороший?», «Ку –ку» и т. д. Ярко проявляют подражательные действия в играх «Вот так ручки хороши», «Самолетик – самолет», «Дудочка».
При встречи с ребенком мы всегда приветливо улыбаться, говорим с ним ласковым голосом, поглаживаем его, берем за руку и т. д.
Затем, для продолжения взаимодействие с ребенком, стараемся создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием.
Дидактические ситуации, когда детям необходимо вступить в общение, в начале очень простые не речевые, а на основе совместных действий, жестов.
Например, в игре с мячом берем и катим мяч по ковру. Затем предлагаем малышу догнать и принести мяч: «Догони мяч», «Дай мне» - ребенок выполняет предложенные действия. Педагог хвалит: «Молодец».
В игре «Зайка, зайка, что с тобой» отрабатываем умение детей назвать друг друга по имени или показывать названного. Дети встают в круг. Выбирается «зайка», он «спит».
Взрослый поет песенку:
Зайка – зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать,
Зайка, зайка попляши,
И другого отыщи.
Дети хлопают в ладоши. Зайка «просыпается» и выбирает другого зайку, вызывая его по имени (показывая на какого-либо ребенка).
Вызывая потребности в деловом общении, мы учим детей использовать простейшие слова: «дай», «на», «это», «возьми» и т. д. а также различные бытовые жесты. Здесь можно предложить различные игрушки: куклу, коляску, плиту, кастрюлю. Предлагаем поиграть с понравившейся игрушкой: «Давай поиграем». «Вот кукла. Это Катя. Возьми Катю». Ребенок берет куклу. Посади Катю в машину (предлагаем выбрать машину и посадить в нее куклу). Покатай Катю. Спрашиваем ребенка: «Кого ты катаешь?», «Где сидит Катя?», «Что она делает?», «Что ты делаешь?».
Аналогично работаем с другими игрушками:
«Вот плита. А это кастрюля (показываем детям предметы). Давай сварим кашу. Поставь кастрюлю на плиту (выполняем действие на глазах у ребенка, затем предлагаем ему выполнить самостоятельно). «Вот так, молодец.»
«Сварилась наша каша. Будем Катю кормить. Где тарелка?» (берем тарелку, ставим перед куклой). «Где ложка?» (предлагаем ребенку взять ложку и положить рядом с тарелкой). «Садись, Катя на стул». Далее логопед задает вопросы с учетом уровня понимания речи ребенка: «Куда посадили Катю? Где она сидит? Чем будем кормить? Из чего ест кукла?» и т. д. В зависимости от речевого развития ребенок может в ответе использовать жест, слово в роли предложения, фразу.
Обязательным условием при обучении детей игре является сопровождение рассказом о содержании действий: «Это кукла Нина (показываем куклу)». «Нина хочет спать. Куда положим Нину? (показываем кровать указательным жестом)» - «На кровать».
Следует учитывать и то, что у детей с ЗПР снижено понимание обращенной речи, здесь необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого, просить его называть или показывать игрушки и действия, о которых идет речь в игре. Играя с игрушкой и одновременно слушая специалиста, ребенок быстрее и лучше запоминает ее название и обозначение действий.
«Я качаю Нину (показываем действие)». «Катя качает Нину. Юля качает Нину» (предлагаем детям выполнить действие).
Еще раз скажем о том, что дидактические игры занимают особое место – они имеют большое познавательное значение, развивают внимание, память и речь.
Вначале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов, на различение неречевых звуков.
К нам в учреждение поступают дети, у которых этих понятий нет даже на уровне сличения, уровень подражания крайне низкий. В ходе дидактических игр мы стараемся развивать речевую активность, поощрять детей.
Дидактические игры проводим со всей группой, с подгруппой и индивидуально.
Тщательно продумываем дозировку и продолжительность дидактических игр. Стараемся широко использовать наглядность (яркие, озвученные игрушки, красочные дидактические пособия – что привлекает внимание детей и заинтересовывает их).
Игровой дидактический материал дается в ограниченном количестве и обрабатывается длительно до полного усвоения детьми.
Например: ребенок пришел в кабинет или группу. На столе ширма. Внезапно слева появляется персонаж – зайка. Привлекаем внимание ребенка к зайке. Продвигаем его вдоль ширмы, заставляя ребенка прослеживать его движение. Затем прячем зайку. Таким образом игрушка появляется 2-3 раза.
В следующее появление зайка вызывает ребенка к общению. Предлагает улыбнуться ему, просит показать язык, спеть песенку «а-а-а», «ля-ля».
На следующих занятиях используем другие игры и упражнения для закрепления и умения подрожать громко и тихо, длительно и коротко. Аналогичные игры проводим для развития слухового внимания с опорой на зрительный анализатор. Ребенок угадывает звучащие игрушки. Выполняет какие-либо действия с ними, находит данную игрушку на картинке и т. д.
В дидактических играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию. Они направлены на развитие: фонематического слуха, уточнение значений о цвете, форме, тренировки в звукоподражаниях, речевой активности и т. д. («Узнай, кто говорит?», «Угадай, что в мешочке?», «Что я делаю?», «Назови, что здесь синие?»).
Нельзя не сказать о значении игр, которые требуют от детей координации и точности движений пальцев рук и, как следствие, способствуют развитию речи. Это нанизывание бус, игра с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик»).
Подобные занятия строятся нами таким образом, чтобы они содержали образец речевого поведения, а также активизировали имеющиеся речевые средства детей.
Вначале, это различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания, предложения. В процессе игр мы побуждаем детей к высказываниям.
Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть вначале очень простыми. Ребенок может ответить жестом, самостоятельным показом действия. Но при этом педагогу следует подсказать нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении.
Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними усложняется речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения.
Вот почему важно своевременно обратить внимание на отставание и начать коррекционную работу по его преодолению.
К сожалению, бывают такие случаи, когда малыш приходит к нам после трёх лет!
Конечно, это не означает, что помочь ему будет невозможно, но, всё же, драгоценное время уже упущено.
А совместными усилиями мы сможем оказать действенную помощь нашим детям. Приходите к нам, и вы убедитесь в этом.
Используемая литература:
Е. А. Стребелева «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии» Москва, «Полиграф сервис» 2002 г.
А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические и упражнения»
Москва, «Просвещение» 1990 г.
М. Полякова «Как научить ребенка правильно говорить» Москва, 2012 г.
Н. Ю. Борякова «Ступеньки развития» Москва, 2002 г.
Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика» Москва, «Владос» 1997 г.