Светлана Бузунова
Публичный доклад
▼ Скачать + Заказать документы
Публичный доклад
Обучение грамоте в подготовительной группе.
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка и то, насколько благополучно он будет проходить, зависит от педагогов и родителей. Существует много способов научить ребенка грамоте. И каждый способ хорош по- своему, но при этом важно учитывать:
- чтобы система обучения была согласована со школьными программами и имела познавательную и мотивационную основы;
- необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.
Темочки:
По утверждению Л. А. Венгера и С. В. Мухиной: «… Дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте». Поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, и поэтому необходимо многократно возвращаться к изученным материалам, чтобы знания были прочные.
Очень важно серьёзно и творчески подходить к подготовке занятия по обучению грамоте, заранее подбирая, наглядный, дидактический и другой необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всей образовательной деятельности.
Обучение грамоте предусматривает метод обучения, путем наводящих вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью. Очень эффективна игровая форма работы, так как в игре развиваются творческие и интеллектуальные способности личности. Во всю образовательную деятельность по обучению грамоте включать игры по развитию речи, занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, графические и подвижные игры. Вводить игровые, проблемные ситуации, сказочные персонажи и сюрпризные моменты.
Главное место в обучение грамоте отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.
У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятие с артикуляционных упражнений, проговаривая скороговорки, чистоговорки, четверостишия, рифмованных строчек. В программу занятий по обучению грамоте нужно включать загадки, они развивают воображение, память, логическое мышление, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.
Проводить постоянно словарную работу. Давать детям упражнения, формирующие способность быстро понимать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться наполнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр.
Особенность метода и задачи обучения грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом последовательности от простого к сложному:
- осознание овладения детьми системой звуков русского языка;
- анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны;
- обучение по- слоговому принципу;
- обучать по трем единицам речи – звуку, слову, предложению;
- формировать устную речь, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные особенности на основе общения;
- развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
- обучать звуковому анализу слов. Учить определять место звука в слове, в трех позициях (в начале, середине, в конце;
- при изучении букв соблюдать последовательность и постепенность;
-ознакомление с гласными, твердыми и мягкими согласными и их значением. Показать слогообразующую роль гласного звука и значение ударения;
-обогащать лексику детей знаниями с омонимами, антонимами, синонимами, многозначностью слова, используя лексические и грамматические игры;
- учить подбирать родственные слова;
- отметить, что речь наша делится на предложения и слова;
- обращать внимание на смысловую и интонационную законченность предложения (точка, восклицательный и вопросительный знак;
- учитывать индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка. Осуществлять работу с небольшими подгруппами.
Структура образовательной деятельности обучения грамоте.
1. Артикуляционная гимнастика или разминка.
2. Фронтальная работа
3. Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.
4. Физкультминутка
5. Индивидуальная работа
6. Игры и упражнения
7. Итог.