Дамиря Тимербулатова
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Птицы рядом с нами»
Тема: Птицы рядом с нами.
Цель: Закрепить знания детей о жизни птиц в осенне-зимнее время.
Задачи: Уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц в природе. Расширить представление детей о птицах нашей местности, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц.
Воспитывать любовь к окружающей природе, желание заботиться о птицах в зимнее время.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе „Птицы рядом с нами“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Иллюстрации с изображением птиц, картины с изображением природы (лес).
Предварительная работа:
Беседа о зимующих птицах (синица, снегирь, воробей).
Рассматривание иллюстраций.
Загадывание загадок.
Наблюдение за птицами на прогулке (фиксировать внимание детей на детали, характерные для каждого вида птиц, ворона, воробей.)
Ход занятия
1. Вводная часть.
- Ребята, а вы любите гулять?
- Скажите, ребята, где вы любите гулять?
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес.
Одеваем воображаемые рукавички, шапку, куртки, сапоги.
-В лес на прогулку приглашаю вас пойти,
Интересней приключений, нам ребята не найти.
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам, не спешим, не отстаём
В лес мы дружно все пойдём.
- Ребята посмотрите как красиво в лесу!
2. Основная часть.
Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации с изображением птиц.
Отгадайте загадки и найдите картинки-отгадки.
Всех за день я навещу,
Всё, что знаю, - растрещу.
(Сорока)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдё т приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом – тут как тут!
(Снегирь)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая.
Крикунья хрипловатая —
Известная персона. Кто она?
(Ворона)
Птичка — невеличка
Ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
(Воробей)
На картинках показаны птицы - отгадки.
Кто это? (Птицы.) Почему? (Тело покрыто перьями, умеют летать; у них два крыла, клюв, две лапы, хвост.) Мы знаем, что есть птицы домашние, зимующие и перелетные. Какие это птицы? Почему?
Физкультминутка.
«Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок (Кружимся на месте)
Вот присели на минутку (Присели)
Почесали клювом грудку (Встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень (Прыжки на месте на двух ногах)
- Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.) Кого называют белобокой? (Белобокая сорока.) Если у птички грудка жёлтая, она какая? Если у птички красная грудка, она какая? Если птица кричит : «Кар», как она голос подаёт (каркает.) Как называется эта птица? А вы знаете про какую птицу говорят, что она ходить не умеет, а только прыгает? (Воробей.)
- Пользу или вред приносят птицы?
- Что делают птицы клювом и лапами?
- Чем питаются птицы? Что склевывают птицы на деревьях (остатки семян, плодов, насекомых, если этот корм сейчас?
– К нам из леса прилетела ещё одна птичка
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Все синицы — маленькие, бойкие, умные, ловкие, смелые и вечно деятельные птички. Они великолепные гимнасты и акробаты: лазать, кувыркаться, висеть вниз головой, уцепившись за тонкий кончик ветки, синицы великие неутомимые мастерицы: с утра до вечера, ни минутки не передыхая, перелетают, перепархивают они с дерева на дерево, с ветки на ветку, все обшаривая и осматривая, заглядывая в каждую трещинку, в каждое углубление на дереве, внимательно обследуя каждую веточку, каждый укромный уголок и беспрестанно долбя то тут, то там своим крепким коротким клювом. Там запряталась мушка, здесь притаился под кусочком коры жучок, тут кучечкой, словно бисеринки, сложены и прилеплены к коре яички бабочки — все это годится для синицы, все это ей лакомый кусочек.
-Ребята, как внешне выглядит синичка, опишите ее? (Ответы детей)
-Ребята, вы заметили, что сегодня очень много мы говорили о синице? Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
-Сегодня 12 ноября - это «Синичкин день».
Наши предки встречали его шумно и празднично, развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало, устраивали вечерки. Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.
3. Заключительная часть.
-Посмотрите ребята, что у меня есть (Кормушка)
-Для чего нужна кормушка? (Ответы детей)
-Какие птицы чаще прилетают к кормушке? (Ответы детей)
-Молодцы ребята, вы очень внимательные, относитесь к птицам с любовью и добротой, и этим помогаете птицам пережить холодные зимние дни.
А теперь послушайте стихотворение:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.