Татьяна Карпова
«Птицы — наши друзья. Юный орнитолог». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Птицы – наши друзья. Юный орнитолог.
Цель: формирование представления детей о перелётных птицах.
Задачи: закрепить и систематизировать знания детей полученные в период обучения в
предшкольном классе на занятиях ознакомление с окружающим миром,
развитие речи и казахского языка;
закрепить знания детей о зимующих птицах;
учить понимать образные выражения в загадках, пословицах;
Публикация «„Птицы — наши друзья, Юный орнитолог“, Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнитолог
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
развивать умение описывать сюжетные картинки;
воспитывать интерес к птицам, проявлять заботу о них.
Методические приё мы: вопросы – ответы, беседа, художественное слово, игры,
наглядность, ТСО.
Игровая мотивация: путешествие в лес.
Оборудование: иллюстрации с птицами, картинки с изображением деревьев – ели,
Берёзы, фишки, медали, магнитофон с голосами птиц. Картина с изображением
леса. Коробки из под конфет, шпагат, клей, ножницы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Круг радости: «Мы любим всех».
- Здравствуйте дети. Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Давайте поздороваемся со всеми и покажем, как мы всех любим.
- «Слемет сіз бе, здравствуйте!».
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, чему мы с вами научились, что узнали нового, учась в предшкольном классе. Покажем, как мы умеем работать на занятиях?
- Сегодня у нас интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и казахским языком. На этом занятии каждый из вас должен быть внимательным, хорошо слушать и правильно отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ вы получите фишку.
- Приступаем к нашему занятию. Сядьте все удобно и приготовьтесь ответить на вопросы.
- Ребята, посмотрите все в окно. Что вы видите? (Солнце, тает снег, бегут ручьи и тд.)
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Как сказать на казахском языке? (Кктем)
- Сколько братьев у весны? (Три брата)
- Как зовут старшего брата? (Март - наурыз)
- Среднего? (Апрель – суер)
- Как имя младшего брата? (Май - мамыр).
- Какая погода была в марте? (Много снега, холодно)
- Какая погода сейчас, в апреле месяце? (Яркое солнце, тает снег, появляются проталины)
- Молодцы, ребята, получите фишки за хорошие ответы.
- В апреле стало намного теплее и сейчас мы все вместе отправимся в путешествие в весенний лес.
(Дети идут друг за другом, подходят к стенду, где вывешена картина с изображением весеннего леса)
- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь к лесным голосам.
(На магнитофоне проигрываются пение птиц, их голоса)
- Откройте глаза, что вы услышали? (Пение птиц)
- Правильно, в нашем лесу слышны голоса и пение птиц. Наше занятие будет посвящено птицам. Прочитайте тему занятия : «Птицы – наши друзья».
- Кто же такие птицы? (Ответы детей)
- Правильно птицы - это наши друзья, это наши меньшие братья. Они украшение нашей природы.
- Ребята, как вы понимаете эти выражения? (Поют песни, чирикают, летают)
- На нашей земле множество разновидностей птиц. Птицы защитники природы. Не смотря на свой маленький рост и вес, птицы поедают огромное количество вредных насекомых. Защищают поля и леса от грызунов.
(Показ иллюстраций с изображением птиц : совы, филина, орла)
Всех птиц можно поделить на группы : зимующие, пролётные и перелётные птицы.
- Чем покрыто тело птиц? (Все птицы покрыты перьями, они легкие. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать на большие расстояния)
-Что делают птицы с наступлением зимы? (Они улетают на юг)
- А какие птицы зимовали у нас? (Воробей, ворона, дятел, синица, сова)
(Подходим к стенду, на котором картинки с зимующими птицами)
- Как их назвать, одним словом? (Зимующие птицы)
Физминутка (Дети под музыку изображают птиц)
- А сейчас представьте себе, что вы весёлые птички, вы радуетесь солнечному дню.
- Ребята, давайте посмотрим на деревья в нашем весеннем лесу. С приходом весны в наши края начинают прилетать птицы, которые зимовали на юге.
Давайте познакомимся с ними.
(Показываю картинки с изображением птиц и даю им названия, описания).
- Я буду читать вам описание птиц, внимательно слушайте и запоминайте, о какой птице идёт речь.
(Тексты рассказов прилагаются – соловей, скворец, кукушка)
- А вот сейчас, я познакомлю вас ещё с одной птицей, которая прилетает одной из первых. Послушайте загадку.
(Тексты загадок прилагаются)
- Правильно, это грач. Как только трактора выйдут на поля, следом за ними ходят и собирают червей грачи.
- Вот вы и познакомились с некоторыми перелётными птицами. Давайте ещё раз внимательно посмотрим на них, запомним, как они выглядят, как их названия. (Соловей, грач, скворец, кукушка)
- Молодцы.
- Чтобы птицы себя хорошо чувствовали люди зимой устраивают кормушки№ Весной строят скворечники.
(Показ образцов кармушки, скворечника)
-Предлогаю каждому из вас вместе с родителями построить скворечник и кормушку.
Вывешать их у дома на дерево и любоваться птицами.
-Многие птицы сами строят себе гнёзда, чтобы отложить яички и выседить птенчиков.
- Из чего они строят гнёзда? (Веточки, прутики, соломка, пёрышки, пух)
- Молодцы, правильно в таких гнёздышках птеньчикам будет уютно и тепло.
- Птицы бережно относятся к своему потомству. Они по очереди летают и собирают насекомых : жучков и паучков для своих птенцов.
Физминутка «Совушка - сова»
-Ребята, скажите, как нужно относиться к птицам? (Ответы детей)
- Птиц нужно беречь. В народе говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
-В птиц нельзя бросать камнями, стрелять из рогаток, разорять гнёзда.
- Посмотрите на эту картину и скажите, что вы думаете о поступках этих детей? (Ответы детей).
( Картинка: «Дети разоряют гнёзда птиц»)
-Чтобы вы сказали о поступках этих детей?
- Вот и подходит к концу наше занятие, чтобы подвести итог я предлогаю вам поиграть в игру «Юный орнитолог». Орнитологи – это люди которые изучают птиц.
- Сейчас мы заселим наш лес птицами, но вы должны будете вспомнить Какие птицы зимуют у нас, а какие перелётные. У меня два дерева – ель и берёза. Зимующие птицы заселяем на ель. Перелётные заселяются на берёзу. Будьте внимательны, слушайте описание внешнего вида птиц.
(Читаю загадки. Смотреть приложение)
-Давайте вспомним голоса птиц (ворона, синица, кукушка, воробей, сорока)
- Молодцы, вот и наш лес наполнился голосами птиц и стал настоящим чудом.
- Ребята, понравилось вам наше путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Вы все хорошо работали на занятии, наши гости очень рады, что вы справились с заданиями. Они приготовили для вас награды, медали «Юный орнитолог».
(Вручение наград. Поздравления).
Соловей
«У соловья волшебное пение, да скромное оперение». Сверху он окрашен в темно – каштановый цвет с более темным оттенком на спине, снизу оперение светло – серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато – бурый. Ни одного яркого пятнышка нет в его оперении. В густых зёленых зарослях заливаются лесные певцы – соловьи. Никто в лесу не поет лучше соловушки!»
Скворец
«Скворец – крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв, черный у самочки и ярко – желтый у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков. Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля».
Кукушка
«Кипит работа в весеннем лесу – пичуги тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха – строят гнезда, устилают их пухом и перышками, готовятся к появлению птенцов. Только кукушка гнездо на строит! Она уселась на сук на макушке высокой осины и внимательно, терпеливо высматривает, где птицы выстраивают себе жилища. У кукушки оперение пестрое, перышки серые с белыми, грудка полосатая. Кукушка почти так же окрашена как ястреб, похожа на хищную птицу. И она этим пользуется».
Грач
«Всех перелетных птиц черней.
Чистит пашню от червей».
Отгадай загадки:
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: *Чик-чирик!*
(Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее …
(Ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: Тук-тук, тук-тук?
(Дятел)
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: синь, синь!
Как хорош весенний день!
(Синица)
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет?
(Сорока)
Грудка ярче, чем заря
У кого?
(У снегиря)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной!
(Соловей)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет?
(Сова)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем.
(Скворцы)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
(Кукушка)
Чёрный проворный
Кричит «крак»
Червякам враг.
(Грач)