Галия Курмакаева
Психопрофилактическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста: «Что такое доброта?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика нарушений поведения у детей дошкольного возраста посредством актуализации эмоционально-мотивационного и содержательного компонентов ценностей доброты и добрых поступков.
Задачи
Образовательные:
- продолжать знакомить дошкольников с базовыми эмоциями личности;
Публикация «Психопрофилактическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста: „Что такое доброта?“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- расширять и уточнять представления детей о нравственных качествах доброты и добрых поступков;
- тренировать навыки ощущения тела и смены состояний напряжения и расслабления;
- тренировать навыки выражения эмоционального состояния радости, злости, грусти в мимике и пантомимике;
- формировать у детей социально приемлемые поведенческие паттерны.
Развивающие:
- развивать способности к свободному самовыражению в речевой и творческой деятельности;
- развивать способность управлять собственными эмоциями;
- укреплять эмоциональную устойчивость;
- развивать способность к совместной творческой деятельности;
- развивать самосознание, обогащать представления о способах поведения во взаимоотношениях с другими людьми;
- развивать навыки саморегуляции, рефлексии, эмпатии;
- развивать навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- развивать мелкую моторику, мыслительную деятельность, внимание, память, речь.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества (доброта, добрые поступки, доброе отношение, взаимопонимание, доверительные отношения);
- воспитывать интерес к занятиям и познанию внутреннего мира человека;
- воспитывать умение работать по очереди, вместе, в форме взаимодействия группы с одним человеком.
Здоровьесберегающие:
- способствовать формированию благоприятного психологического климата в группе;
- планировать объем и степень сложности выполняемых заданий с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей;
- чередовать статические и динамические задания;
- стимулировать тактильные ощущения, ощущение состояния напряжения и расслабления, слуховые и зрительные ощущения;
- соблюдать режим охраны зрения, следить за осанкой.
Оборудование и материалы: вырезанные из бумаги кружки для рисования, краски, кисти, вода в баночках для каждого ребенка; мелодичная музыка для сопровождения творческого задания и релаксационного упражнения (И. С. Бах «Воздух», Э. Григ «Утро в лесу», мяч для рефлексии и приветствия по кругу, стул для упражнения «Волшебный стул»; ковер, столы и стулья по количеству детей.
Ход занятия:
1. Приветствие: психолог предлагает детям поздороваться необычно – глазами. А теперь давайте подарим друг другу свою улыбку. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
2. Введение в тему занятия
Психолог : - Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, а вы внимательно послушайте:
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Если доброта, как солнце светит
Радуются и взрослые и дети.
Психолог : О чём это стихотворение?
(ОТВЕТЫ детей).
Психолог : Сегодня мы с вами поговорим о доброте.
Психолог : Давайте все вместе произнесём слово «ДОБРОТА». Какое прекрасное, удивительное слово. А кого мы называем добрым человеком? Я думаю, что вы все встречались с добрыми людьми? Назовите их. (Мама, папа, бабушка…и т. д.).
Психолог :- А вы знаете, ребята, в народе говорят: «Человек без добрых дел, что дерево без листьев». Давайте вспомним свои добрые дела и поможем нашему дереву, но с одним условием, кто вспомнит доброе дело, прикрепляет листочек к дереву. Психолог : Я знала, что вы добрые ребята. Сколько добрых дел вы совершили! И дереву помогли стать нарядным.
А кто мне назовет противоположное слово к слову добрый.
3. Психогимнастика «Добрый – злой»
Психолог предлагает детям показать, как выглядит добрый человек : лицо доброе, улыбается, тело мягкое, расслабленное. Далее дети показывают злого человека стоя: лицо напряжено, зубы сжаты, брови нахмурены, руки и ноги твердые, напряженные, можно топнуть ногой.
Далее психолог просит детей показывать того человека, которого он называет. Желательно завершить игру показом доброго человека и состоянием расслабления.
4. «Волшебный стул» Из группы выбирается 1 ребенок (лучше тот, у которого плохое настроение, или он тяжело расстается с родителями утром, или его обидели). Один участник садится на «волшебный стул». Его задача – показать, как ему сейчас грустно.
Остальные дети по очереди должны подойти к участнику, сидящему на «волшебном стуле» и сделать для него одно доброе дело.
Варианты добрых дел обсуждаются с детьми.
Можно предложить детям следующее: погладить по голове, пожать руку, обнять, сказать добрые слова.
После завершения упражнения участнику на стуле предлагается ответить на вопросы:
1. Тебе было приятно, когда ребята тебя гладили/ обнимали и т. п. ?
2. Тебе помогли добрые поступки твоих товарищей?
Остальным детям предлагается ответить на вопрос понравилось ли им делать добрые дела.
Важно подвести итог, что добрые дела приятно делать и приятно, когда к тебе относятся по-доброму.
6. Упражнение на снятие эмоционального и мышечного напряжения, переключение внимания «Баловство»
Психолог предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в «Баловство». Сначала балуются ноги – они стучат и топают. Потом – руки – они хлопают. Затем рот – он кричит. Затем все вместе – ноги, руки и рот.
В завершении упражнения проводится дыхательная гимнастика: дети дуют на ладошки холодным воздухом, греют ладони теплым воздухом, прижимают тепло к себе и отпускают напряжение.
7. Упражнение «Добрый человек»
Дети сидят за общим столом (так, чтобы в конце можно было всем детям увидеть другие работы).
Психолог раздает всем участникам бумажные окружности диаметром 15-20 см вырезанные из бумаги, краски, кисти, воду и предлагает изобразить доброту и доброе настроение. Для этого необходимо сначала выбрать цвет или цвета, подходящие для доброты, а затем закрасить круг. Дети работают за столами.
Во время выполнения этого задания звучит тихая, легкая музыка. Психолог сопровождает и эмпатически отражает выборы и работу каждого ребенка, подходя и отражая действия и чувства каждого ребенка во время рисования.
После окончания занятия в центре на столе психолог размещает листы с работами детей.
Для активных детей, которые быстро закончат работу можно предложить дополнительное задание: нарисовать лицо доброго человека.
Детям, испытывающим трудности, психолог оказывает помощь по их просьбе: желательно оказывать поддерживающую помощь в форме отражения и принятия измененных решений самовыражения ребенка, а также чувств, особенно неприятных в социально приемлемой форме.
7. Завершение занятия. Рефлексия
Психолог с детьми рассматривает работы и обсуждает, какими цветами и что изображали ребята. При комментировании работ детей психолог выражает похвалу в форме отражения конкретных действий каждого ребенка, а не оценки результатов его действий, избегая оценочных суждений и сравнений работ по принципу лучше – хуже, укрепляя, таким образом, уверенность в себе и демонстрируя паттерн уважительного и бережного отношения к эмоциональному выражению других людей, их внутреннему миру.
Психолог просит детей по желанию пояснить, были ли какие-то трудности на занятии, соблюдая при этом принцип добровольности и безоценочности. При необходимости психолог напоминает детям о безоценочности при обсуждении работ и действий, соблюдении принципа «я – высказывания» и ценности и важности каждой работы самой по себе.
Релаксация
Дети ложатся на ковер, звучит музыка.
«Закройте глаза. Глубоко вдохните. Выдохните. Мы лежим на чудесной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы. шелестит трава. журчит ручей. Вот на соседний цветок села прекрасная бабочка. Вы видите, какие у нее замечательные разноцветные крылышки. Вот мы почувствовали аромат спелой земляники и свежеиспеченного хлеба — его испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду, и ощутим сладость спелой земляники. Шелковая трава нежно щекочет нам руки. ноги. лицо. Кто услышит прикосновение, может открыть глаза».
Психолог легонько прикасается (например, пером) к детям.
«Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!».