Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Татьяна Мамаева
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Исследования отечественных психологов подтверждают : количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей.

Что такое одаренность?

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» размещена в разделах

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность - это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение ее по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одаренность, тем больше психологических проблем само актуализации и социальной адаптации она вызывает.

Сейчас давайте разберем виды одарённости. Какие ни бывают, и немного их раскроем. Существует множество вариантов типов одарённости, но я остановилась вот на этих.

• Интеллектуальная (развитие всех высших психических функций : память, мышление, воображение и т. д.)

• Академическая (отличается от интеллектуальной тем, что здесь может быть развит показатель только одного учебного предмета; математике, биологии, иностранном языке). По другим предметам может быть неважная успеваемость.

• Организаторская (эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими).

• Художественная (литературное, изобразительная, музыкальная, хореографическая).

Психомоторная (спортивная) (координационные способности, память на основные параметры движений, мышечная сила, вестибулярные ощущения и восприятия, выносливость, ловкость).

Все одаренные дети являются разными — по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство детей с повышенными возможностями, которые требуют психологического сопровождения, поэтому дети с признаками одаренности сталкиваются с такими трудностями как:

1. Очень большая загруженность занятиями, нехватка времени.

2. Трудности в общении с педагогами и со сверстниками. Недостаточно развитые социальные навыки.

3. Завышенная самооценка (эгоцентризм).

4. Трудности адаптации в группе.

5. "Зацикленность" на интересующем предмете, вследствие этого "скучность" этого ребенка для сверстников, так называемый "ботаник".

6. Закомплексованность, застенчивость и как следствие - отверженность.

7. Неумение подать себя.

8. Прессинг на детей со стороны родителей (слишком высокие требования) или наоборот сверхопека.

И так как наше ОУ переходит на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, а Стандарт направлен на решение следующих задач:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• Обеспечение разных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

• Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Свою работу с одаренными детьми я строю следующим образом: первоначально это конечно наблюдение, анализ творчество и диагностика. Каждый ребенок обследуется набором психологических тестов : я использую психолого-диагностический-комплекс Чупрова, ПДК включает три методики:

«Угадай-ка» (Получаемые с помощью методики показатели позволяют количественно охарактеризовать особенности кратковременной и долговременной памяти, мышления, такие свойства внимания, как устойчивость переключаемость и распределяемость).

• Матрицы Дж. Равена (Методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления).

• Словесные субтесты. (Словесные задания позволяющие установить степень сформированности понятий, обобщений, логических операций).

• Методика «Два домика» (Методика предназначена для определения социального статуса ребенка в группе и определения межличностных отношений).

Моя задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления, личностные характеристики, психодинамические свойства личности, степени эмоциональной устойчивости и т. д. На основе диагностики составляется карта одаренного ребенка, и даются рекомендации педагогам по составлению индивидуальных маршрутов. Педагоги также заполняют анкеты. Родителям предлагается заполнить экспресс-анкету. Проводятся консультации, изготавливаются памятки.

Всю свою непосредственно образовательную деятельность, я провожу в виде мини-тренинга. Каждый тренинг начинается в кругу, взявшись за руки, с общего приветствия.

На одном из первых занятий мы выстраиваем ассоциативную цепочку между настроением и цветом. Разукрашиваем экран настроения - СЕРДЕЧКО. На каждом последующем занятии экран пополняется одним смайликом - это позволяет определить не только уровень эмоционального благополучия ребёнка, но и позволяет ребёнку учиться рефлексии (анализировать своё состояние «здесь и сейчас» и находить причинно-следственные связи).

Одарённым детям нелегко работать в коллективе, поэтому часто провожу игры, которые не только способствует развитию у ребёнка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания, но и приучает ребёнка к соблюдению этических норм, правил общежития.

После каждой деятельности (рисования, создания коллажей, исполнения какой-либо роли) прошу ребёнка положительно оценить кого-нибудь из товарищей и объяснить за что, для того чтобы дети прислушивались и были внимательны к высказываниям другого человека.

Данная работа позволяет детям чувствовать себя более уверенно, раскрепощённо, легко вступать в контакт со взрослыми и детьми.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Одаренные дети в дошкольном возрасте» Здравствуйте уважаемые родители! Дошкольное детство является самым важным, благоприятным периодом времени для развития одаренности, однако.

Эссе «Примерная модель сопровождения одаренного ребенка в ДОУ, основанная на анализе литературных источников» В современной системе образования специалисты стали уделять особое внимание детям, обладающим незаурядными способностями и показывающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Опубликовано: 26 января 2015 в 18:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мамаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД