Татьяна Мамаева
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Исследования отечественных психологов подтверждают : количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей.
Что такое одаренность?
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность - это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение ее по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одаренность, тем больше психологических проблем само актуализации и социальной адаптации она вызывает.
Сейчас давайте разберем виды одарённости. Какие ни бывают, и немного их раскроем. Существует множество вариантов типов одарённости, но я остановилась вот на этих.
• Интеллектуальная (развитие всех высших психических функций : память, мышление, воображение и т. д.)
• Академическая (отличается от интеллектуальной тем, что здесь может быть развит показатель только одного учебного предмета; математике, биологии, иностранном языке). По другим предметам может быть неважная успеваемость.
• Организаторская (эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими).
• Художественная (литературное, изобразительная, музыкальная, хореографическая).
• Психомоторная (спортивная) (координационные способности, память на основные параметры движений, мышечная сила, вестибулярные ощущения и восприятия, выносливость, ловкость).
Все одаренные дети являются разными — по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство детей с повышенными возможностями, которые требуют психологического сопровождения, поэтому дети с признаками одаренности сталкиваются с такими трудностями как:
1. Очень большая загруженность занятиями, нехватка времени.
2. Трудности в общении с педагогами и со сверстниками. Недостаточно развитые социальные навыки.
3. Завышенная самооценка (эгоцентризм).
4. Трудности адаптации в группе.
5. "Зацикленность" на интересующем предмете, вследствие этого "скучность" этого ребенка для сверстников, так называемый "ботаник".
6. Закомплексованность, застенчивость и как следствие - отверженность.
7. Неумение подать себя.
8. Прессинг на детей со стороны родителей (слишком высокие требования) или наоборот сверхопека.
И так как наше ОУ переходит на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, а Стандарт направлен на решение следующих задач:
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• Обеспечение разных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
• Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Свою работу с одаренными детьми я строю следующим образом: первоначально это конечно наблюдение, анализ творчество и диагностика. Каждый ребенок обследуется набором психологических тестов : я использую психолого-диагностический-комплекс Чупрова, ПДК включает три методики:
• «Угадай-ка» (Получаемые с помощью методики показатели позволяют количественно охарактеризовать особенности кратковременной и долговременной памяти, мышления, такие свойства внимания, как устойчивость переключаемость и распределяемость).
• Матрицы Дж. Равена (Методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления).
• Словесные субтесты. (Словесные задания позволяющие установить степень сформированности понятий, обобщений, логических операций).
• Методика «Два домика» (Методика предназначена для определения социального статуса ребенка в группе и определения межличностных отношений).
Моя задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления, личностные характеристики, психодинамические свойства личности, степени эмоциональной устойчивости и т. д. На основе диагностики составляется карта одаренного ребенка, и даются рекомендации педагогам по составлению индивидуальных маршрутов. Педагоги также заполняют анкеты. Родителям предлагается заполнить экспресс-анкету. Проводятся консультации, изготавливаются памятки.
Всю свою непосредственно образовательную деятельность, я провожу в виде мини-тренинга. Каждый тренинг начинается в кругу, взявшись за руки, с общего приветствия.
На одном из первых занятий мы выстраиваем ассоциативную цепочку между настроением и цветом. Разукрашиваем экран настроения - СЕРДЕЧКО. На каждом последующем занятии экран пополняется одним смайликом - это позволяет определить не только уровень эмоционального благополучия ребёнка, но и позволяет ребёнку учиться рефлексии (анализировать своё состояние «здесь и сейчас» и находить причинно-следственные связи).
Одарённым детям нелегко работать в коллективе, поэтому часто провожу игры, которые не только способствует развитию у ребёнка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания, но и приучает ребёнка к соблюдению этических норм, правил общежития.
После каждой деятельности (рисования, создания коллажей, исполнения какой-либо роли) прошу ребёнка положительно оценить кого-нибудь из товарищей и объяснить за что, для того чтобы дети прислушивались и были внимательны к высказываниям другого человека.
Данная работа позволяет детям чувствовать себя более уверенно, раскрепощённо, легко вступать в контакт со взрослыми и детьми.