Светлана Молочкова
Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение
проектной деятельности в ДОУ.
Цель психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности. Основной задачей психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении, является создание
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении. Психическое здоровье, включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой деятельности, имеет среди составляющих коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития и психопрофилактическую работу, изучение семьи каждого ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Для решения поставленных задач мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как модель деятельности педагога-психолога в детском образовательном учреждении, направленную на оптимизацию индивидуально-личностного развития дошкольника при взаимодействии с окружающим миром.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает : удовлетворение базовых потребностей ребенка; обеспечение в ДОУ психологической и социальной безопасности; удовлетворение первичных интересов дошкольника; превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками; формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.
В системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса. Однако анализ литературы показывает, что сочетание видов сопровождения определяется спецификой региональной культуры и психологической компетентностью работников образования. Педагог-психолог ДОУ определяет объект, предмет и средства психолого-педагогического сопровождения, разрабатывает определенные тактики сопровождения, реализует общую стратегию сопроводительной деятельности в учреждении. В зависимости, от предмета сопровождения распределяются и функциональные обязанности всех участников процесса.
Содержание психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности в ДОУ.
Основные требования к психолого-педагогическому сопровождению проектов в детском саду
Психолого-педагогическое сопровождение проектов в ДОУ осуществляется на трех этапах:
– на этапе планирования проектной деятельности;
– на этапе проживания темы проекта;
– на этапе рефлексии по теме проекта.
Психологическое сопровождение проектной деятельности, на мой взгляд, должно начинаться с небольшой беседы психолога с педагогом. Психологу необходимо объяснить не только все плюсы данной технологии, но, и несмотря, на их большое число остановиться и на ряде существенных ограничений в использовании данного метода в практике работы с детьми. Проект довольно затратен по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребёнку, веры в его возможности. Поэтому, объяснив всё это нельзя воспитателя принуждать к внедрению технологии проектного обучения. Решение педагога должно быть взвешенным, самостоятельным (без нажима со стороны администрации). И именно это и должен проконтролировать психолог.
На следующем этапе, когда педагог принимает положительное решение необходимо поддержать его. Наметить вместе с ним варианты собственного развития с учётом требования времени, личностных возможностей (у вас появиться опыт работы над проектом, вы вырастите в глазах своих коллег, у вас повысится самооценка, работа над проектом позволит вам вырасти профессионально и т. п.) Конечно, в этот момент стоит развенчать все страхи педагога, возможно, поработать над самооценкой, повысить уверенность в себе.
Задача педагога-психолога помочь воспитателю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого.
Регулируя, таким образом, распределение ролей в значимой для детей деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, получаю возможность оказывать непосредственное влияние на взаимоотношения в детском коллективе.
В психологическое сопровождение проекта входит и обследование детей на этапе планирования проектной деятельности – через определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга и непосредственное проведение диагностики с целью своевременного отслеживания реализации поставленных в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции.
Предваряет непосредственную работу над любым проектом специально организованный курс развивающих занятий, целью которого является формирование необходимых умений и навыков, а также развитие исследовательской мотивации.
Перед началом работы над проектом возможна совместная игра педагога-психолога с детьми или игровое упражнение, направленное на определение темы данного проекта, в том случае, если дети не высказали значимой для себя в исследовательском и творческом плане проблемы. Если воспитатели говорят о том, что они с детьми уже нашли проблему, над которой хотели бы поработать, то имеет смысл ненавязчиво понаблюдать за тем, действительно ли она интересует детей или всё-таки это выбор самого воспитателя.
Педагог-психолог, по желанию может присутствовать и на всех этапах работы над проектом, особенно на промежуточном обсуждении полученных данных, его присутствие придаёт значимость данному событию в глазах детей. А так же на защите проектов и на коллективном обсуждении результатов внешней оценки. Основная его задача, на данном этапе - увидеть хорошее в любом проекте, создать каждому ребёнку ситуацию успеха.
Поскольку воспитатели любят проводить различного рода конкурсы, в том числе и по проектной деятельности, то в этот процесс так же лучше всего вмешаться, посоветовав другие формы работы – например, фестивали проектов, поскольку погоня за количеством и призами плохо влияет на саму идею проекта.
Психологическое сопровождение касается, на мой взгляд, и тематики проектов. Педагогу-психологу стоит обратить внимание педагогов на то, что основоположник проектного обучения американский учёный Джон Дьюи рекомендовал строить образования дошкольника «вокруг человека». В детском саду темы проектов должны основываться на воспроизведении домашней жизни: жилище, оборудование, отношения в семье, обязанности членов семьи, работа взрослых. Затем тематика должна расширяться до воспроизведения жизни общественной.
В процессе работы психолог обязательно обращает внимание педагога на индивидуальные и психофизиологические особенности детей, даёт советы и рекомендации подхода к каждому ребёнку, проводит тренинговые упражнения по сплочённости и командообразованию группы, которая работает над одним проектом.
Возможна работа психолога и с одним ребёнком, например, поработав над проектом, ребёнок очень боится выступать на его защите.
Если проект долгосрочный, то необходимо на каждом этапе проекта вместе с воспитателями, находить новые способы мотивирования детей, поддерживать их интерес и самое главное положительно оценивать их работоспособность, личные качества. Психологическое сопровождение включает в себя экспертную оценку (независимая характеристика проекта). Если педагог-психолог принимает участие в проекте от начала и до конца, то, разумеется, он несёт ответственность и за качество проекта в целом.
Ну, и конечно, не стоит забывать, что педагог-психолог во время психолого-психологического сопровождения работает и с педагогами, поэтому он должен поощрять профессиональный опыт педагогов, высоко оценивать самостоятельность в разработке проекта, организаторское творчество.
Через проектную деятельность педагогический коллектив нашего ДОУ старается создать полноценное творческое пространство для гармоничного проживания ребенком его наиболее важного возрастного этапа.
Конечно же, необходима работа с родителями. Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.
Как известно, проектная деятельность повышает учебную мотивацию детей в целом, а также интерес к изучаемой проблеме. У педагога-психолога, ведущего занятия, так же, как и любого другого педагога, появляется возможность привлечь интерес детей к изучаемому материалу. Но возможности проектной деятельности для педагога-психолога значительно шире. Грамотно организованная проектная деятельность предоставляет педагогу-психологу широкие возможности для решения развивающих и коррекционных задач, стоящих перед ним, как перед специалистом.
Конечно, внедряя инновационные процессы в дошкольную жизнь нам всем – педагогам и педагогам-психологам, следует помнить, что психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность.