Ольга Уразова
Психолого-педагогическое сопровождение процесса преемственности на дошкольной ступени
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение процесса преемственности на дошкольной ступени.
педагог-психолог СП МБОУ СОШ №5 г. Алагира
детский сад «Академия детства»
Уразова О. А.
24.05.2024 год
Выступление на РМО учителей начальных классов.
СЛАЙД 1 Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем заседании. В начале своего выступления мне хотелось бы вам напомнить, в каких аспектах в различной психологической литературе рассматривается вопрос преемственности и готовности ребёнка к школе.
Темочки:
СЛАЙД 2 В большинстве источников говорится о том, что понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.
СЛАЙД 3 Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
СЛАЙД 4 Цель психолого-педагогического сопровождения процесса преемственности реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, обеспечение преемственности образовательных программ.
СЛАЙД 5 Для создания необходимых условий психолого-педагогического сопровождения процесса преемственности необходимо провести следующие мероприятия. В начале каждого учебного года составить и согласовать общий план работы, в который необходимо включить и сопровождение педагога - психолога. В рамках данного плана провести: Слайд 6
• Корректировку списков;
• Экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу (посещение музеев, тренажерных залов и спортивных площадок, выставок, школьной библиотеки, классных комнат, проведение Дня знаний, Дня открытых дверей с приглашением гостей из школы;
• Беседы с учителями на темы: «Сегодня пятилетка, а завтра - ученик», «Критерии готовности ребенка к школе согласно ФГОС;
Слайд 7
Заседание круглого стола для воспитателей «Готовность ребенка к школе. Личностные особенности первоклассника»;
• Общее заседание «Об эффективности совместной работы педагогического состава детского сада и МБОУ по подготовке детей к школе»;
• Педагогический консилиум по преемственности и адаптации первоклассников;
• Родительские собрания: «Готов ли ребенок к школе», «Как помочь ребенку легче адаптироваться к школе», «О развитии познавательных и творческих способностей».
СЛАЙД 8 Таким образом, педагог-психолог проводит целенаправленную деятельность с детьми, родителями, педагогами, педагогами-специалистами, обеспечивая преемственность по основным направлениям между дошкольным и школьным образованием.
СЛАЙД 9
Психодиагностика готовности ребенка к школе. Данную диагностику проводит педагог - психолог ДОУ, но соблюдая этический кодекс и сохраняя конфиденциальность данных, полученных в ходе работы, они не передают информацию в школу. А проводят коррекционную работу в соответствии с выявленными проблемами, ранжируя их по значимости. Поэтому педагог - психолог учебного учреждения может получить данные либо в сентябре месяце, когда ребенок становится полноправным участником учебного процесса, либо по запросу родителей или лиц их заменяющих (опекунов) до начала учебного года.
В своей работе я использую «Психолого-педагогическую оценку готовности к началу школьного обучения», в основе которой лежит программа Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, или «Экспресс-диагностику в детском саду» Павловой Н. Н., Руденко Л. Г. Предъявляемые задания этих методик, к примеру, могут оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также дает возможность остановить выполнение любого задания и переключиться на следующее. Тем самым, оценить сформированность регуляторного компонента деятельности в целом и т. д.
Коррекционную работу строим на основании результатов психодиагностического исследования. Здесь я использую психокоррекционные сказки для дошкольников «Лесная школа» М. Панфиловой входящие в состав программы психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» под редакцией Куражевой Н. Ю. Среди ее сказок можно подобрать те, которые необходимы: внутренняя позиция школьника, демонстративное поведение, отношение к учителю и т. д.
СЛАЙД 10 Работа с воспитателями и педагогами-специалистами заключается в оказании психологической, информационной и практической помощи.
СЛАЙД 11 Содержание работы с родителями заключается в оказании психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.
СЛАЙД 12 Следующий этап в обучении - это школа. Нужно сказать, что, в жизни ребенка это самый важный момент, который резко меняет его жизнь (не зависимо от того посещал он детский сад или нет). Из-за этого именно в адаптационный период к школе ребенок, нуждается в сопровождении педагога - психолога.
Слайд 13 Благодарю за внимание!