Светлана Чеснокова
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ
Одаренность – сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.
Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности».
Данный подход предполагает, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы – необходимо изучать и развивать личность одаренного ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование. Приоритетной становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ» размещена в разделах
На сегодняшний день, наряду с тенденцией выявлять и поддерживать одаренных детей, у взрослых, которые их воспитывают, сложились некоторые не совсем адекватные представления о специфике детской одаренности, особенно в ранние периоды развития ребенка.
Наиболее распространенные «мифы» в восприятии взрослыми детской одаренности таковы :
одаренный ребенок должен очень успешно учиться;
определяющий момент одаренности – это высокий интеллект и хорошая память;
одаренному ребенку все дается легко;
трудности поведения, социализации в целом, - неотъемлемый признак одаренности.
Эти и другие «мифы» нередко не позволяют родителям и педагогам распознать истинную одаренность и оказать одаренному ребенку поддержку на пути взросления. Зачастую одаренным ребенком считают способного, сообразительного, имеющего высокие успехи в обучении, а проявления одаренности принимают за гиперактивность, отчужденность, рассеянность, «вредность», лень ребенка.
Каково же объективное понимание одаренности?
Современные психологические исследования одаренности, идеи, отраженные в «Рабочей концепции одаренности» демонстрируют важные для образования одаренных детей аспекты. Эти наблюдения и практика работы с одаренными дошкольниками позволяют составить реалистическое представление об одаренности, проявляющейся в дошкольном возрасте.
Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.
Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких – либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант. С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.
Одаренность не идентична способностям. Их можно рассматривать как компоненты одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание. А также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходят в одаренность как таковую.
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка. Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процесса в работе такими детьми.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуальности.
Специфика детской одаренности определяется тем, что она часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития, обусловленного, главным образом, наличием сензитивных периодов - периодов особой чувствительности психики к определенным воздействиям.