Паксеваткина Оксана
Психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современном ДОО и семье
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Культура труда является одним из важных аспектов развития личности ребенка. Она формирует трудолюбие, ответственность, самостоятельность и инициативность. В современных условиях особую значимость приобретает психолого-педагогическое сопровождение этого процесса, которое обеспечивает создание благоприятных условий для формирования и развития культуры труда у детей.
Роль ДОО в формировании культуры труда
Дошкольное образовательное учреждение (ДОО) играет важную роль в формировании культуры труда у детей. В рамках образовательной программы воспитатели создают условия для развития трудовой деятельности дошкольников, организуя различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной, познавательно-исследовательский и труд в природе.
Педагоги ДОО используют разнообразные методы и прием
ы:
[/i]
Наглядные методы: показ и демонстрация трудовых действий, использование иллюстраций, книг, фильмов.
Словесные методы: рассказы, беседы, объяснения, инструкции.
Практические методы: упражнения, задания, поручения, игры.
Роль семьи в формировании культуры труда
Семья является важнейшим фактором в формировании культуры труда у детей. Родители своим примером и отношением к труду оказывают большое влияние на развитие трудолюбия и ответственности у дошкольников.
Для эффективного взаимодействия ДОО и семьи в вопросах формирования культуры труда педагоги проводят консультации, организуют родительские собрания, привлекают родителей к участию в образовательном процессе.
Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в ДОО и семье предполагает:
Диагностику уровня развития культуры труда: оценка знаний, умений, навыков, мотивов и отношений к труду.
Постановку цели и задач: определение желаемых результатов в развитии культуры труда и пути их достижения.
Разработку плана сопровождения: выбор методов, приемов и организационных форм, соответствующих индивидуальным особенностям детей.
Реализацию плана: осуществление трудовой деятельности в различных видах, организация совместной деятельности воспитателей, специалистов ДОО и родителей.
Анализ и коррекцию: оценка достижений, анализ проблем и разработка мер для их решения.
Конкретные мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению:
Разработка и реализация образовательной программы по формированию культуры труда.
Организация разнообразных видов трудовой деятельности в различных режимных моментах.
Создание развивающей среды, которая стимулирует трудовую активность дошкольников.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями.
Широкое привлечение родителей к участию в образовательном процессе: совместные трудовые мероприятия, экскурсии на предприятия, помощь в создании предметно-развивающей среды.
Работа с детьми по формированию положительной мотивации к труду: развитие интереса, предоставление возможности выбора, поощрение за трудовые усилия.
Развитие самооценки и самоконтроля у дошкольников: обсуждение трудовых результатов, оценка своих достижений, постановка новых целей.
Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения:
Повышение уровня развития культуры труда у детей.
Формирование у дошкольников трудолюбия, ответственности, самостоятельности и инициативности.
Положительное отношение к труду и понимание его важности.
Создание единого образовательного пространства ДОО и семьи, направленного на формирование культуры труда детей.
Заключе
ние
Психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современном ДОО и семье является важнейшим условием для успешного развития личности дошкольников. Совместная деятельность воспитателей, специалистов ДОО и родителей, а также использование эффективных методов и приемов позволяют создать благоприятные условия для формирования трудолюбия, ответственности и самостоятельности у будущих членов общества.