Елена Каргашилова
Психолого-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
(разработано в соответствии ФГОС)
Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну (внешняя миграция) или регион (внутренняя миграция) с иными культурными традициями, часто другим языком, приводит к различным стрессам в организме ребенка-дошкольника. Ребенок, оказавшись в новых условиях в детском учреждении с одной стороны, перенимает элементы новой культуры, представленной особенностями поведения детей, живущих в городе N от момента рождения, с другой — неосознанно навязывает свое поведение, несущее элементы культуры, в которой он родился. Часто последнее вызывает негативное отношение не только детей группы, но и воспитателей и родителей — постоянных жителей города N. Поликультурное пространство города N требует от всех жителей, какого бы возраста они ни были, навыков толерантного поведения.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов в ДОО» размещена в разделах
Толерантность — это принятие человека другой культуры до той степени, пока этот человек не нарушает права других членов общества, как записано в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО. Следовательно, это не «терпимость», как часто сообщается в средствах массовой информации, но умение взаимодействовать «на равных».
Однако такое умение не появляется спонтанно. Необходима большая работа педагогов с детьми и их родителями, причем не только с мигрантами, но и с постоянными жителями города N. Для такой работы необходимо проведение исследования, с одной стороны, показывающего болевые точки проблемной адаптации ребенка-мигранта, с другой — позволяющего на основе полученных данных создать программу работы с детьми.
Чтобы эффективно адаптироваться в детском коллективе, нужно понимать свои и чужие эмоции, а также переводить их в слова. Это позволит ребенку точно оценить ситуацию и при необходимости воспользоваться поддержкой взрослых. Умение переводить в слова собственные эмоциональные переживания и наблюдаемые у других людей чувства в настоящее время описывается как эмоциональный интеллект. Можно предположить, что именно здесь могут возникать проблемы детей-мигрантов, приехавших в город N из стран ближнего зарубежья. Именно поэтому в исследовании делается акцент на изучение эмоциональной сферы детей и их эмоционального интеллекта.
Проведение указанного экспериментального исследования опирается на авторскую анкету для родителей, методику определения степени социальной адаптации ребенка в ДОО (В. Н. Меркулова, Л. Г. Самоходкина, проективную методику «Рисунок семьи» (Б. Сэлби, проективную методику «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций» (М. А. Нгуен, проективную методику «Три желания» (М. А. Нгуен, методику «ЭмИн» (Д. В. Люсин, методы количественного и качественного анализа данных.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения России в городе N. В исследовании принимали участие 32 ребенка в возрасте 5—7 лет и, соответственно, 32 родителя:
При этом 16 детей — постоянные жители, 8 детей — внешние мигранты, 8 детей — внутренние мигранты и соответственно родители. Для определения исходного статуса семьи детей-мигрантов их родителям была предложена анкета, состоящая из 9 вопросов. Данные анкеты помогли выявить количество внутренних и внешних мигрантов, определить исходный статус родителей
детей-мигрантов, степень заинтересованности родителей детей-мигрантов в освоении ими русского языка и приобщении к культуре города N.
Родители свое материальное положение оценивают: как высокое — 9,5 % (все из числа мигрантов); среднее — 71,5%, низ-— 19 % (6,4 % местных жителей и 6,4 % из числа внешних мигрантов).
Высшее образование имеют большинство родителей (53 %) : местные жители — 37,5 %, мигранты — 15,5 %. Можно предположить, что это отразится в параметрах эмоционального интеллекта ребенка.
Среднее специальное образование имеют 25 % родителей: местные жители — 15,5 %, мигранты — 9,5 %. Среднее образование имеют 22 % испытуемых (только мигранты).
Лишь 15,6 % мигрантов с трудом владеют русским языком. Дома в таких семьях говорят только на родном языке. На русском языке с ребенком дома общаются 43,75 % родителей из семей мигрантов; такое же количество родителей общаются на
двух языках.
Данные свидетельствуют о том, что театр и музей посещают 62,5 % мигрантов, из них 50 % внутренних и 12,5 % внешних. Последние чаще встречаются со своими соотечественниками или гуляют. Остаются дома по выходным дням 25 % внешних мигрантов. В семьях внутренних мигрантов прогулку по городу в поход в парк выбрали 37,5 %.
Большинство внешних мигрантов (50 %) не знакомы с традициями и праздниками города N. В своих ответах они отметили такие праздники, как Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества. День города указали местные жители и внутренние мигранты.
Таким образом, проведя анкетирование, было обнаружено, что самый низкий уровень образования отмечен в семьях внешних мигрантов. В их семьях больше половины родителей с трудом владеют русским языком и общаются с ребенком дома на своем родном языке, что затрудняет процесс адаптации и социализации дошкольника к условиям ДОО. Родители не знакомятся с традициями и не стремятся интегрироваться в культуру города и страны, в которые приехали.
после проведения оценки уровня адаптации детей к условиям ДОО было выявлено, что дети из семей внешних мигрантов имеют более низкий уровень адаптации; обладают более низким уровнем эмоционального интеллекта по сравнению с детьми из семей внутренних мигрантов и постоянных жителей города N, а их родители имеют затруднения в списывании эмоций представителей другой культуры. Дети из семей внутренних мигрантов по приведенным показателям практически не отличаются от детей постоянных жителей города N.
Следовательно, процесс адаптации в условиях ДОО детей из семей мигрантов будет более эффективным при создании условий психолого-педагогического сопровождения :
- учет исходного уровня статуса семьи детей мигрантов;
- повышение мотивации семей мигрантов к освоению русского языка и приобщение к культуре города N;
- развитие эмоционального интеллекта ребенка в данной группе детей;
- формирование толерантной обстановки в группе детского сада;
- системная работа в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.