Евгения Кузнецова
Психолого-педагогические условия профилактики агрессивного поведения дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. В чём причины? Какие факторы влияют на проявление агрессии у детей дошкольного возраста? Что несёт в себе это явление, только лишь негатив или без этого невозможно развитие человеческой личности? Изучив труды психологов и педагогов, которые занимались исследованиями в области детской психологии, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, постараемся детально разобраться в том, что является нормой детского поведения, а какие проявления вызывают тревогу и нуждаются в коррекции.
Публикация «Психолого-педагогические условия профилактики агрессивного поведения дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Мы живём в век стремительного развития компьютерных технологий. Взаимодействие между людьми изменяется. Даже в рамках семьи люди всё меньше и меньше общаются друг с другом и всё больше времени проводят перед мониторами. Всё чаще дети копируют модели поведения персонажей мультфильмов не осознавая, что в реальной жизни такие подобные действия не допустимы. Учёными доказано, что проявление агрессии у детей в раннем возрасте является нормальной реакцией. Малыши непосредственны и импульсивны. Они не имеют опыта взаимоотношений с окружающими. Задача взрослых научить ребёнка бесконфликтному поведению. И тут возникает вопрос, а все ли родители готовы приучать своих детей жить в мире и согласии с окружающими? Как поступать тем детям, которые воспитаны в атмосфере любви и толерантности? Как найти «золотою середину» во взаимоотношениях детей с детьми и детей со взрослыми? Как педагогам выстроить работу с родителями агрессивных детей, чтобы научить их понимать своих детей и помогать им справляться со сложными ситуациями.
В настоящее время мы постоянно сталкиваемся с ярко выраженной агрессией по отношению к людям, детям и животным. Среди различных отклонений и нарушений в поведении дошкольников агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе воспитателей и педагогов и являются причинами многочисленных обращений за психолого-педагогической помощью к ребенку.
В данной работе мы рассмотрели понятие агрессивности и агрессивного поведения, причины ее возникновения и проявления у детей дошкольного возраста, а также выяснили, что агрессия является внешним проявлением внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивные дети характеризуются повышенной тревожностью, чувством неприятия себя, несправедливостью окружающего мира и неадекватной самооценкой (чаще всего заниженной). Агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда временна, ситуативна, легко поддается коррекции, а при правильной организации жизни в детском саду и в семье она не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и слаженной работе педагога, психолога и родителей. Задача педагога состоит не в том, чтобы выявить и устранить причины агрессии, а в том, чтобы научить ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. Как эффективный способ коррекции агрессивного поведения коллективная игра выступает как способ воздействия на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно, преодоления различных трудностей, в частности агрессивности. С помощью специально организованных ситуаций и коллективных игр ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные объекты, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния и контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно влияет на развитие его коммуникативных навыков, учит конструктивным выходам из конфликтных ситуаций. Помимо игр, агрессивный ребенок должен научиться снимать напряжение приемлемыми способами. Здесь на помощь учителю и родителям приходят различные упражнения. Суть упражнений, используемых для преодоления агрессивности, заключается в проявлении (воспроизведении) агрессивных реакций и состояний на поведенческом уровне. Внешне это может выражаться как словесным, так и физическим действием и носить непосредственный характер, что в конечном итоге приводит к снижению стимула к агрессии.