Алия Нигматулина
Психолого-педагогические средства коррекции психоэмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нервно психическое здоровье — это один из критериев здоровья в целом. От нашей непростой жизни страдают в первую очередь наши дети. Многие родители загружены работой — вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности — в родительской любви, ласке, защищенности. В результате этого нарастает напряженность, появляются агрессивность и озлобленность — сначала на родителей, потом на всех окружающих. В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому на ранних стадиях развития личности необходимо обучать ребенка цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 5—6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции. Забота о воспитании психически и физически здорового ребенка является приоритетной в работе дошкольного учреждения, поэтому перед нами остро встает проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.
Публикация «Психолого-педагогические средства коррекции психоэмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Основными способами снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний являются упражнения на релаксацию (расслабление). Исследованиями эмоционального напряжения занимался английский психиатр М. Раттер и, по его мнению эмоциональное напряжение это синоним негативных эмоциональных состояний. Анализ эмоционального напряжения у детей с точки зрения нарушения системы отношений, предложенный советским психиатром, В. Н. Мясищевым и продолженный в работах его учеников Кроме того, Куликовым было, выделено определение эмоциональное состояние он считал, что эмоциональное состояние это длительное изменение эмоционального тона, которое окрашивает восприятие, трансформирует нормальное поведение и течение мотиваций, меняет объем и характер ответных реакций, выполняя функцию согласования потребностей и устремлений человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени.
Состояние индивида и его отношение к объекту, эмоциональные состояния отражают на физиологическом уровне (изменения частоты сердечных сокращений, дыхания, сдвиги в обменных процессах и др., психологическом (в форме переживания) и поведенческом уровне - в виде экспрессии (мимики, жестов) и различных действий (бегства, борьбы, оцепенения). В текущем эмоциональном состоянии выражена субъективная сторона переживаний, интегрируются настоящее, прошлое и будущее психическое существование личности, при этом аспект будущего представлен, как правило, эмоцией тревоги с ее функцией прогнозирования, аспект прошлого - депрессией с повторными воспроизведениями негативного жизненного опыта.
Кроме того, по его мнению, эмоциональные состояния характеризуются знаком, модальностью, длительностью, интенсивностью, подвижностью, реактивностью, степенью осознанности и произвольного контроля. Они могут быть как кратковременными (от нескольких минут, так и достаточно продолжительными (до нескольких месяцев, но при изменении условий или вследствие адаптации могут быстро изменяться. Продолжительные эмоциональные состояния могут закрепляться как эмоциональные свойства личности.
О сложности эмоционального мира детей и влияния на него взрослых писали А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. В. Зейгарник. Они полагали, что воспитателю необходимо не только увидеть сам факт эмоционального переживания ребенка, но и установить его причину. Это не простая задача, поскольку переживания могут оказаться беспредметными и немотивированными. Множество современных программ нацелены главным образом на развитие познавательных процессов (восприятию, внимания, памяти, мышления, но наряду с этим необходимо уделить внимание развитию умения общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта. В целом, научить детей умению управлять своими эмоциями.
Проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна.
По мере взросления ребенка возрастает уровень требований к нему со стороны родителей и социума. В большей мере влияние социальных требований проявляется в период посещения ребенком подготовительной группы детского сада, когда его уже начинают оценивать с позиции будущего первоклассника.
В таких условиях психоэмоциональное напряжение порождает эффект «парового котла», взрывающегося рано или поздно при неуклонном повышении давления, если отсутствует «клапан» для его уменьшения. Невроз является следствием психоэмоционального напряжения. По данным исследователей (А. И. Захаров, В. И. Гарбузов) большинство неврозов возникает у детей именно в старшем дошкольном возрасте.
Именно поэтому стоит обратиться к проблеме профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста. И прежде всего к психопрофилактическим аспектам.
Несмотря на огромный интерес к данной проблеме, не выработано единого подхода в ее решении, каждый психолог в дошкольном учреждении самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности по этому важному вопросу. Существует множество методик профилактики психоэмоционального напряжения старших дошкольников через проведение системы диагностических, психопрофилактических и коррекционных мероприятий. Среди них выделяют :
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться (релаксация) позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизических техник и упражнений.
В работе с детьми можно применять упражнения по следующим направлениям :
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании
Упражнение на расслабление мышц лица
Упражнения на расслабление мышц шеи
Упражнения на расслабление всего организма
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое и физическое здоровье детей.
Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Мы рассмотрим сказкотерапию, как метод, помогающий лучше понять детей, обучать и воспитывать их, лечить, став полезным, эффективным и очень приятным лекарстовом.
Сказкотерапия – это одно из направлений арттерапии.
Арттерапия – это лечение творчеством, а сказкотерапия – это лечение сказкой.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сеансы сказкотерапии помогают нам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.
Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.
Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, 4) калькирование –5) сказка «наизнанку» -
6) рассказ сказки по кругу 7) рассказ сказки от лица различных персонажей 8) переписывание или перевирание сказки
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре
Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных. Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие творческой активности. Неизменной любовью пользуются у детей театрализованные игры. Они создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей.
Кроме вышеописанных методик существует множество других средств профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста. Среди них :
• утренний сбор;
• динамические паузы;
• проблемно-игровые тренинги;
• минутки задушевного общения;
• музыкальные минутки;
• психологические речевые настройки;
• тренинги детско-родительских отношений;
• ритмопластика;
• виброгимнастика.
Дети старшего дошкольного возраста особенно подвержены психоэмоциональному напряжению, поэтому правильное использование педагогом в своей работе методик, направленных на профилактику и коррекцию психоэмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста дает возможность расти и развиваться в комфортных психологических условиях. Это является залогом гармоничного физического и эмоционального развития детей, начиная от младшего и заканчивая старшим дошкольным возрастом.