Ирина
Психолого-педагогические рекомендации воспитателю и родителям по развитию воображения в дошкольном возрасте
▼ Скачать
Для полноценного развития воображения у ребенка дошкольного возраста педагогам дошкольных учреждений и родителям следует создавать и соблюдать определенные условия. Важнейшим условием для успешного развития воображения является организация игры.
Игровая деятельность отражает представления ребенка об окружающем его мире. В ходе игр дети имеют возможность получить информацию о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях и животных, видах труда, различных событиях. В связи с этим важным условием для развития воображения в дошкольном учреждении должны быть созданы соответствующие условия - иметься достаточно наборов для игр детей, однако игрушек не должно быть и слишком много чтобы избежать рассеивания внимания.
Публикация «Психолого-педагогические рекомендации воспитателю и родителям по развитию воображения в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Основным условием в любого вида игре является ее соответствие возрасту ребенка и уровню его интеллектуального развития. Ребенок должен понимать предназначение той или иной игрушки, уметь с ней обращаться, игра должна вызывать интерес и желание поиграть. Слишком простые игры могут не заинтересовать ребенка, а слишком сложную игру он может не понять.
Для развития творческого воображения особенно важны игры, в которые присутствуют элементы фантазирования, придумывания. При совместной игре с взрослыми дети осваивают умения комбинировать сюжетные события и в дальнейшем используют их в самостоятельных играх.
Сюжетно-ролевые игры расширяют и делают богаче развитие воображения детей, так как в них возможно богатое содержание и сложные сюжеты.
Важное место занимает театрализованная игра, которая способствует развитию творческих способностей детей, познавательной активности, нравственному развитию и формированию воображения. В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что или кого они изображают, но не всегда знают, как это надо делать. Поэтому для развития детского воображения, помимо игр, с раннего возраста необходимо также развивать творческие способности с помощью применения методов изобразительной деятельности, ручного труда и конструирования.
Вся практика развития воображения с помощью рисования в младшем возрасте оптимально воспринимается при участии картинок. Возможно предоставление готового изображения, а можно предложить ребенку дорисовать что-то на собственное усмотрение. Чем старше становятся дети, тем труднее и сложнее должны становиться и задания, и техники рисования.
Применение такой методики как аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук. Можно проводить занятия без использования шаблонов и образцов, однако карточки с нарисованными контурами могут служить мощным инструментом для развития мышления и воображения у ребенка.
На занятиях лепкой развитие детского воображения имеет свои особенности, что объясняется тем, что лепка является самым осязаемым видом художественного творчества. В лепке каждый предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Кусок раскатанного пластилина может восприниматься ребенком как червяк, ветка дерева или волшебная палочка.
Исходя из вышеизложенного можно сформировать следующие рекомендации воспитателю по развитию воображения в дошкольном возрасте :
1. Полноценное развитие воображения невозможно без установления эмоционального контакта. Необходимо найти подход к ребенку.
2. Так как ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра, приоритетное внимание должно уделяться развивающим играм и упражнениям. Это могут быть упражнения, подразумевающие практические действия, игры на развитие вербального воображения : словесное описание, придумывание рассказа или сказки; упражнения на развития творческого воображения.
3. Организованные игры и занятия должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников. Для успешного развития воображения младшим дошкольникам необходима зрительная опора, тогда как воображение старших дошкольников уже в ней не нуждается.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, использовать личностно-ориентированный подход.
5. Следует исключить из образовательной деятельности формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета, так как в этом случает происходит лишь механическое копирование образца, что не способствует развитию воображения
6. Необходимо расширять кругозор, обогащать эмоционально-чувственный опыт дошкольников. Обогащать знания детей о составных частях предмета, умение выделять главные и второстепенные признаки. Увеличивать объем словаря ребенка.
7. Большое внимание следует уделять продуктивным видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Существует множество нетрадиционных техник, которые способствуют развитию фантазии как формы воображения : рисование нитками, солью, пальцами, аппликация посредством обрывания.
8. Для развития воображения следует знакомить ребенка с миром сказок, различными видами театра: пальчиковый, настольный и кукольный театр, театр теней.
9. Важное значение для развития воображения имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от дошкольников, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.