Шаповалова Елена Германовна
Психолого-педагогические особенности приобщения детей к культурам народов мира
▼ Скачать +Заказ
Психолого-педагогические особенности приобщения детей к культурам народов мира
Аннотация
В современном мире существует проблема, связанная со сложностями межнационального взаимодействия, которые особенно актуально в условиях полиэтнического российского общества. Развитие отношений этносов между собой и с другими народами мира обусловливает цели и содержание воспитания межнациональной толерантности и этнической культуры у подрастающего поколения. В статье представлены особенности приобщения детей дошкольного возраста к культурам народов мира.
Публикация «Психолого-педагогические особенности приобщения детей к культурам народов мира» размещена в разделах
Ключевые слова
Межнациональное взаимодействие, социальным мир, культура, народы мира, толерантность.
Psychological and pedagogical features of introducing children to the cultures of the peoples of the world
annotation
In the modern world, there is a problem associated with the complexities of interethnic interaction, which is especially relevant in the conditions of a multi-ethnic Russian society. The development of relations between ethnic groups among themselves and with other peoples of the world determines the goals and content of educating interethnic tolerance and ethnic culture among the younger generation. The article presents the features of introducing preschool children to the cultures of the peoples of the world.
Keywords
Interethnic interaction, social peace, culture, peoples of the world, tolerance.
Для дошкольного возраста характерно интенсивное вхождение в социальным мир, а также всестороннее развитие и формирование представлений о себе, о сверстниках и окружающем мире. В связи с этим, как отмечает И. А. Акулинина, дошкольный возраст является благоприятным для формирования этнокультурной осведомленности, толерантности и уважения к традициям и особенностям народов мира [1].
Детство – это период, в рамках которого в сознание ребенка закладываются основы личностной и коллективной культуры, формируются ценности, ориентиры и социальные нормы. Эффективность культурного развития ребенка обуславливается характером и способами организации деятельности в дошкольной образовательной среде. Так, такими авторами, как Т. Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, С. А. Козлова, отмечено, что для приобщения детей к культурам народов мира в ДОО должны быть организованы этнопедагогические технологии, которые будут основаны на принципе гуманистического воспитания.
Таким образом, от сегодняшних приоритетов дошкольного воспитания, от нацеленности образования на нравственные ценности народной культуры зависит развитие положительного культурного развития подрастающего поколения.
Т. В. Забельская отмечает, что формирование представлений о культурах и этнической принадлежности у ребенка начинается в возрасте 6-7 лет, то есть в старшем дошкольном возрасте. Исходя из этого, именно дошкольный возраст является определяющим в становлении основ личности ребенка и выработке норм поведения в рамках социального окружения и действительности. В этот период целесообразно знакомить ребенка как с собственной этнической идентичностью, так и с культурой народов мира[2].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования заостряет внимание на приобщение детей к социокультурным ценностям народа, традициям семьи, общества и государства. Особо отмечается во ФГОС обязательность формирования и развитие у детей первоначальных представлений о культурных традициях, о разнообразии культур стран и народов мира. Необходимость данного процесса закреплено данным документом.
В рамках приобщения детей к культуре народов мира большую значимость имеет грамотная организация предметно-пространственный среды и определение методической стратегии образовательной деятельности. Выделим основные направления, которые необходимо реализовывать в рамках приобщения детей к культуре народов мира :
– выбор интересных и актуальных форм взаимодействия;
– привлечение родителей к процессу приобщения детей к культурам народов мира, работа с педагогами для создания ориентира на деятельность по приобщению детей к культурам народов мира;
– организация соответствующей предметно-развивающей среды;
– формирование профессиональной политкультурной компетентности.
Организацию работы с педагогами как направление по приобщению детей к культурам народов мира рассмотрено с опорой на научные труды Н. В. Кагуй и И. Т. Фроловой. Так, авторами отмечено, что в условиях дошкольной образовательной организации дети познают мир через взаимодействие с педагогом. Это обуславливает тот факт, что педагогический состав ДОО должен обладать необходимыми для передачи культурного опыта компетенциями, знаниями и навыками. Так, важными условиями психолого-педагогического подхода к организации деятельности по приобщению детей к культуре народов мира является сформированность у педагога таких качеств и умений, как [3, 4] :
– знания по краеведению и культурным особенностям народов мира;
– творческий подход к передаче опыта и знаний;
– умение интегрировать в образовательный процесс различные формы и методы организации педагогического воздействия;
– уважительное и ценностное отношение к другим народам и культурам;
– способность реализовывать воспитательный и развивающий потенциал национальных традиций и обычаев;
– способность воспитывать у детей интерес и уважение к культуре других народов, а также любовь к родной культуре.
Таким образом, можно сделать вывод, что к психологическим особенностям приобщения детей к культурам народов мира относят сенситивность дошкольного возраста для формирования данных представлений и пластичность сознания ребенка, что позволяет именно в детском возрасте воспитывать в детях основы морали, культурных ценностей, уважения и толерантности. Именно поэтому эта задача прописана во ФГОС ДО, и является одной из ведущих в рамках организации образовательного процесса в ДОО. Для приобщения детей к культурам народов мира важно также учитывать педагогические особенности этого процесса. Организация деятельности по приобщению детей к культурам народов мира должна включать реализацию таких направлений, как работа с семьей воспитанника, работа по повышению профессиональной политкультурной компетентности педагогов, работа по организации соответствующей задачам политкультурного образования предметно-развивающей среды и грамотный подбор современных форм и методов приобщения детей к культурам народов мира.
Список источников информации
1. Акулинина И. А. Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – Челябинск, 2014. – № 7. – С. 229-232/
2. Забельская Т. В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях разных культур //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2011. – №. 24. – С. 644-646.
3. Кагуй Н. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования //дисс. канд. пед. наук. – 2004. – Т. 13. – №. 07.
4. Фролов И. Т. Проблема человека в «век биологии» //Биологическое и социальное в развитии человека. М. : Наука. – 1977. – С. 93-115.
List of information sources
5. Akulinina I. A. Features of the formation of ethno-cultural competence of children of senior preschool age // Humanities, socio-economic and social sciences. - Chelyabinsk, 2014. - No. 7. - P. 229-232 /
6. Zabelskaya T.V. Education of preschool children in different cultures // Proceedings of the Penza State Pedagogical University. VG Belinsky. – 2011. – no. 24. - S. 644-646.
7. Kaguy N. V. Multicultural education of preschool children in the process of bilingual education // diss. cand. ped. Sciences. - 2004. - T. 13. - No. 07.
8. Frolov I. T. The problem of man in the "age of biology" // Biological and social in human development. M. : Science. - 1977. - S. 93-115.