Приложение МААМ

Психолого-педагогические основы формирования у детей представлений о пространственных отношениях

Елена Колесникова
Психолого-педагогические основы формирования у детей представлений о пространственных отношениях
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Среди различного вида ориентировок в окружающем мире важную роль играет ориентировка в пространстве, которая связана с восприятием пространственной формы действительности. Организация работы, направленной на ориентировку в пространстве детей дошкольного и младшего школьного возраста отвечает задаче гармоничного развития личности. Кроме того, ориентировка в пространстве рассматривается в качестве необходимого условия и опоры усвоения материала, развития у детей познавательных способностей и формирования у них мировоззрения.

Публикация «Психолого-педагогические основы формирования у детей представлений о пространственных отношениях» размещена в разделах

Изучению ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста посвящены исследования А. В. Белошистой, Ю. В. Микляевой и др. ; учёными установлено, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Цель: изучить специфику формирования у детей пространственных отношений.

Задачи:

- представить содержание понятия «Ориентировка в пространстве»;

- выявить особенности развития у детей представлений и практических ориентировок в пространстве;

- охарактеризовать методику формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве в разных возрастных группах.

1. Содержание понятия «Ориентировка в пространстве»

Ориентация человека в пространстве включает различение и восприятие пространства; понимание различных пространственных отношений – положений, расстояний, величин, форм, направлений. Ориентация в пространстве осуществляется с участием зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, тактильного анализаторов, ощущения от которых опосредуются мышлением и речью [1].

В более узком значении понятие «пространственная ориентация» означает ориентировку на местности. Под пространственной ориентировкой понимают: определение «точки стояния» – местоположения субъекта по отношению к окружающим объектам (я справа от Миши); определение местоположения предмета (объекта) по отношению к субъекту (дом слева от меня); определение пространственного расположения предметов относительно друг друга (стол напротив шкафа) [1].

Активное передвижение – необходимый компонент пространственной ориентировки, так как человек ориентируется в пространстве ради того, чтобы успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой [4].

Поэтому, ориентируясь на местности, необходимо уметь выбрать маршрут передвижения, придерживаться его и обнаружить в конце передвижения цель [4].

Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой- либо системой отсчета. В раннем детстве ребенок ориентируется на основе «чувственной» системы отсчета – по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте он осваивает словесную систему отсчета – по основным пространственным направлениям. В начальной школе овладевает системой отсчета по сторонам горизонта. Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предыдущей [22].

Ориентация в пространстве есть процесс практического применения пространственных представлений. Пространственные представления относятся к базовым составляющим познавательной деятельности человека, они образуют «ось координат», посредством которой люди воспринимают окружающую действительность и выстраивать свой индивидуальный образ мира [2].

В отечественной психологии субъективные представления об окружающем пространстве были рассмотрены через выделение единиц пространственных представлений (форма, длина, цвет, глубина и пр.) и проблему точности репрезентации пространства.

Во многих работах, как отечественных, так и зарубежных, рассматривался вопрос формирования пространственных представлений в возрастной динамике, а также их влияния на становление ряда других психических функций.

Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению представлений – новых своеобразных психических образований [1]. Представление определяется как воспроизведённый образ предмета, который на основе предшествовавшего сенсорного воздействия воспроизводится в отсутствие самого предмета. Представления как воспроизведённые образы памяти являются важным этапом на пути от единичного образа восприятия к понятию и обобщённому представлению, которым оперирует мышление [4].

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчёта. В период раннего детства ребёнок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчёта, т. е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребёнок осваивает словесную систему отсчёта по основным пространственным направлениям : вперёд- назад, вверх- вниз, направо -налево. Дифференцировка основных пространственных направлений маленького ребёнка обусловлена уровнем ориентации ребёнка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела»).

Позднее на неё накладывается другая система отсчёта - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребёнком направлениями относящихся к ним названий : вверх, вниз, вперёд, назад, направо, налево.

Таким образом, под ориентацией человека в пространстве будем понимать различение и восприятие пространства; понимание различных пространственных отношений – положений, расстояний, величин, форм, направлений.

2. Развитие у детей представлений и практических ориентировок в пространстве

Развитие представлений и практических ориентировок в пространстве у детей дошкольного возраста имеет свою специфику.

Различаемые направления ребёнок соотносит прежде всего с определёнными частями собственного тела. Так упорядочиваются связи типа вверху - где голова, а внизу - где ноги, впереди - где лицо, а сзади – где спина, направо – там, где правая рука, а налево – где левая. Ориентировка на собственном теле служит исходно, в освоении ребёнком пространственных направлений [4].

Из трёх парных групп основных направлений, соответствующих различным осям человеческого тела (фронтальной, вертикальной и сагиттальной, раньше всех выделяется верхнее, что обусловлено, видимо, преимущественно вертикальным положением тела ребёнка. Вычленение же нижнего направления, как противоположной стороны вертикальной оси, как и дифференцировка парных групп направлений, характерных для горизонтальной плоскости (вперёд - назад и направо - налево, происходит позднее. Очевидно, точность ориентировки на горизонтальной плоскости в соответствии с характерным для неё группами направлений является более сложной задачей для дошкольника, нежели дифференцировка различных плоскостей (вертикальной и горизонтальной) трёхмерного пространства.

Усвоив в основном группы парно противоположных направлений, маленький ребёнок ещё ошибается в точности различения внутри каждой группы. Об этом убедительно свидетельствуют факты смешения детьми правого с левым, верхнего с нижним, пространственного направления вперёд с противоположным ему назад. Особые трудности для дошкольников представляют различение направо – налево, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой стороны тела.

Следовательно, ребёнок лишь постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным обозначением и практическим различением.

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста осуществляется поэтапно [1].

На 1-ом этапе пространственные отношения ещё не выделены ребёнком. Окружающие предметы он воспринимает как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Если у детей в раннем возрасте представление о пространстве аморфно, нерасчленённо, то в дошкольном возрасте отражаемое пространство дискретно. Так, многие дети в возрасте 3-5 лет определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на основе лишь признака общности входящих в них предметов. Например, на двух карточках изображены три одинаковых предмета, которые различно расположены относительно друг друга. «Карточки одинаковые, - говорит ребёнок, - здесь мишка и здесь тоже мишка, тут зайчик и тут, матрёшка и вот матрёшка…» Ребёнок видит одинаковые предметы, но он как бы не замечает ещё пространственных отношений в расположении этих предметов, а поэтому не видит различий между карточками.

2-ой этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений.

Совершается своеобразный переход от дискретного характера восприятия пространства к отражению пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений ещё относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчёта ещё весьма затрудняет ребёнка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов воспринимаются им как непрерывность. Например, располагая игрушки по прямой или окружности, ребёнок тесно прижимает их друг к другу. В этом проявляется стремление ребёнка установить контактную близость при расположении рядом, друг за другом, напротив и. т. п. Вот почему и при воспроизведении множества приёмов приложения ребёнок пытается воспроизвести столько количество, сколько близость элементов друг к другу. Его оценка пространственных отношений ещё весьма диффузна, хотя сами они ему уже небезразличны.

3-ий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношения между ними.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста формируется и совершенствуется ориентировка детей в пространстве. Различаемые направления ребёнок соотносит с определёнными частями собственного тела.

Вычленение нижнего направления и дифференцировка парных групп направлений, характерных для горизонтальной плоскости (вперёд - назад и направо - налево, происходит позднее. К концу дошкольного возраста осуществляется зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке.

3. Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве в разных возрастных группах

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность.

Строя из кубиков, ребёнок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определённым образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги, овладевает умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр. Дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше -- ниже, ближе -- дальше, около, из-за, вдоль).

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях [2].

Формируя представления о пространственных признаках, большое внимание необходимо уделять активизации речи дошкольников: их нужно постоянно привлекать к самостоятельному точному словесному обозначению характеристик объектов и их частей по форме и величине, а также величинных соотношений в ходе анализа образцов, планирования и сопровождения деятельности, в разнообразных играх и упражнениях.

Детям младшей группы ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя : впереди – сзади (позади, вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различать правую и левую руки [2].

Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Этому учат детей в повседневной жизни.

Эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы", «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т. д.

Усвоить направления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованием стрелок-указателей.

Игры с подвесным шариком способствуют усвоению понятий вверх, вниз.

Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик?»

Чтобы не дезориентировать детей, педагог должен помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию пространственных представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.

В средней группе ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки) [2].

Начинается знакомство с пространственными отношениями : далеко – близко (дом стоит близко, а дерево растет далеко).

Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь». Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений.

Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры типа «Куда бросим мяч?», «Что изменилось?», «Угадай, что где находится» и т. д. Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди-сзади, справа-слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех.

Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных предметов и игрушек – целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко – близко.

В старшей группе совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве : слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т. д.) [2].

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Машей и Вовой, за Мишей, позади Коли, перед Настей, около Вики»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры. Игра «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор». Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятиях по рисованию. Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т. п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.

В подготовительной группе ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры например: «Я – пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ».

Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т. п.).

Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки : умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний, правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении.

Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.

При формировании у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве и пространственных взаимоотношений большое значение имеют физические упражнения.

В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, т. к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя.

Большое значение при формировании пространственных ориентировок имеют строевые упражнения: различные построения и способы перестроений. В дошкольном возрасте используют следующие построения: врассыпную, в круг, колонну, шеренгу и т. п. ; перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, шеренгу и т. п., повороты в разные стороны (направо, налево, кругом, размыкания и смыкания, все передвижения в пространстве (в различных построениях и врассыпную) - используются при выполнении различных физических упражнений (на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных и хороводных играх, на праздничных шествиях, на прогулках и экскурсиях).

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Такая двигательная деятельность содействует способности ориентироваться в изменяющейся окружающей обстановке, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Заключение

Анализ литературы позволил изучить специфику формирования у детей пространственных отношений, при этом были решены следующие задачи:

- представлено содержание понятия «Ориентировка в пространстве»;

- выявлены особенности развития у детей представлений и практических ориентировок в пространстве;

- охарактеризована методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве в разных возрастных группах.

Под ориентацией человека в пространстве будем понимать различение и восприятие пространства; понимание различных пространственных отношений – положений, расстояний, величин, форм, направлений

На протяжении дошкольного возраста формируется и совершенствуется ориентировка детей в пространстве. Различаемые направления ребёнок соотносит с определёнными частями собственного тела.

Вычленение нижнего направления и дифференцировка парных групп направлений, характерных для горизонтальной плоскости (вперёд - назад и направо - налево, происходит позднее. К концу дошкольного возраста осуществляется зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке.

В рамках методики обучения дошкольников ориентированию в пространстве широко используются дидактические игры и упражнения, а также физические упражнения, строевые упражнения, подвижные игры.

Библиография

1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики : курс лекций для студентов дошк. факультетов высших учебных заведений Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / сост. З. А. Михайлова [и др. ]. – СПб. : Детство-пресс, 2008.

1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2004.

2. Белошистая, А. В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждения сред. проф. образования/ А. В. Белошистая. - М. : Издательский центр «Академия», 2017. - 272с.

2. Математика – это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений / сост. З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. – СПб. : Детство-Пресс, 2002.

3. Микляева, Ю. В. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений : тема «Ориентировка в пространстве», тема «Знакомые фигуры» / Ю. В. Микляева // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 12.

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?»Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Дидактическая игра для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Цель: формирование у дошкольников пространственных представлений. Задачи:.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Рекомендации для родителей «Формирование пространственных представлений» Рекомендации для родителей "Формирование пространственных представлений"! Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире ребенку.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы формирования у детей представлений о пространственных отношениях
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 08:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические основы формирования у детей представлений о пространственных отношениях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Колесникова (УИ 1510048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД