Папки-передвижки

Психолого-педагогические аспекты организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды

Татьяна Глущенко
Психолого-педагогические аспекты организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что образовательная система дошкольных образовательных организаций выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки воспитанников при вхождении их в мир социального опыта. Проблема формирования развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды» размещена в разделах

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Ревуцкая, В. С. Мухина, В. А. Горянина.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день связан с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Правильно сформированная предметно-развивающая среда способствует обогащению и развитию специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает его делать сознательный выбор, способствует формированию личностных качеств дошкольников.

В дошкольной организации предметно-развивающая среда должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно-игровая среда, музыкально-театральная, предметно-развивающая среда для занятий образовательной деятельностью. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Создавая данные условия для воспитанника, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Для достижения наилучшего результата педагогическому коллективу ДОО необходимо:

• уметь выстроить работу по качественному оснащению предметно-пространственной среды группы (организации) в соответствии с действующими нормативными требованиями;

• знать теоретические и методологические основы;

определиться с предметным содержанием (программы, методики и оборудование);

• наполнить предметно-пространственную среду современными качественными развивающими игровыми средствами и оборудованием, уметь их применять;

• владеть способами проектирования развивающей предметно-пространственной среды.

При построении предметно-пространственной среды следует руководствоваться нормативными документами, которые дают определенные ориентиры :

• в рамках Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» предлагается реализовывать меры по формированию современной качественной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях и центрах раннего развития детей;

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) дает определение предметно-развивающей среды дошкольной организации и устанавливает ряд требований к ее формированию. Созданную развивающую предметно-пространственную среду называет важным критерием оценки деятельности дошкольной организации.

• СанПиН устанавливает санитарно-гигиенические требования к организации пространства, к оборудованию и его содержанию.

Наиболее приемлемую для каждой дошкольной образовательной организации предметно-пространственную среду следует проектировать также с учетом специфических условий:

• реализуемая в детском саду основная общеобразовательная программа;

• материальные и архитектурно-пространственные условия (географическое место расположения ДОО, планировка, набор помещений, их площадь, конструктивные особенности);

• особенности контингента детей (состав, физиологические и психологические особенности развития).

И тогда предметно-пространственная среда может приобретать особый, неповторимый дизайн, сохраняя свой развивающий потенциал.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации рекомендуется начать с ее планирования. Принимая во внимание принципы и методические рекомендации по построению развивающей среды, ФГОС ДО, важным этапом является анализ существующей развивающей предметно-пространственной среды.

Итак, примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду можно представить следующим образом.

1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитные области.

2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

6. Провести смотр-конкурс на самое лучшее групповое помещение, чтобы в конкуренции повысить уровень энтузиазма педагогов.

Таким образом, каждый последующий шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, и обеспечивает достижение поставленной цели – организации развивающей предметно-пространственной среды.

Публикации по теме:

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Опыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей средыОпыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей среды Сегодня я хочу поделиться опытом работы по оформлению окон в группе. Работа нашего детского сада строится на комплексно – тематическом принципе.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 19:29
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Глущенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД