Татьяна Глущенко
Психолого-педагогические аспекты организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что образовательная система дошкольных образовательных организаций выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки воспитанников при вхождении их в мир социального опыта. Проблема формирования развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Ревуцкая, В. С. Мухина, В. А. Горянина.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день связан с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Правильно сформированная предметно-развивающая среда способствует обогащению и развитию специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает его делать сознательный выбор, способствует формированию личностных качеств дошкольников.
В дошкольной организации предметно-развивающая среда должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно-игровая среда, музыкально-театральная, предметно-развивающая среда для занятий образовательной деятельностью. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Создавая данные условия для воспитанника, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Для достижения наилучшего результата педагогическому коллективу ДОО необходимо:
• уметь выстроить работу по качественному оснащению предметно-пространственной среды группы (организации) в соответствии с действующими нормативными требованиями;
• знать теоретические и методологические основы;
• определиться с предметным содержанием (программы, методики и оборудование);
• наполнить предметно-пространственную среду современными качественными развивающими игровыми средствами и оборудованием, уметь их применять;
• владеть способами проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
При построении предметно-пространственной среды следует руководствоваться нормативными документами, которые дают определенные ориентиры :
• в рамках Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» предлагается реализовывать меры по формированию современной качественной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях и центрах раннего развития детей;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) дает определение предметно-развивающей среды дошкольной организации и устанавливает ряд требований к ее формированию. Созданную развивающую предметно-пространственную среду называет важным критерием оценки деятельности дошкольной организации.
• СанПиН устанавливает санитарно-гигиенические требования к организации пространства, к оборудованию и его содержанию.
Наиболее приемлемую для каждой дошкольной образовательной организации предметно-пространственную среду следует проектировать также с учетом специфических условий:
• реализуемая в детском саду основная общеобразовательная программа;
• материальные и архитектурно-пространственные условия (географическое место расположения ДОО, планировка, набор помещений, их площадь, конструктивные особенности);
• особенности контингента детей (состав, физиологические и психологические особенности развития).
И тогда предметно-пространственная среда может приобретать особый, неповторимый дизайн, сохраняя свой развивающий потенциал.
Формирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации рекомендуется начать с ее планирования. Принимая во внимание принципы и методические рекомендации по построению развивающей среды, ФГОС ДО, важным этапом является анализ существующей развивающей предметно-пространственной среды.
Итак, примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду можно представить следующим образом.
1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитные области.
2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
6. Провести смотр-конкурс на самое лучшее групповое помещение, чтобы в конкуренции повысить уровень энтузиазма педагогов.
Таким образом, каждый последующий шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, и обеспечивает достижение поставленной цели – организации развивающей предметно-пространственной среды.