Получи документы

Психолого -педагогические аспекты формирования ранних представлений ребёнка о профессиях

Анастасия Кудинова
Психолого -педагогические аспекты формирования ранних представлений ребёнка о профессиях
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого – педагогические аспекты формирования ранних представлений ребёнка о профессиях

Современные условия, интенсивное развитие научно-технического прогресса, высокие требования к профессиональным качествам специалистов диктуют новые требования к воспитательно-образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях.

«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отражённые в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада,» -- пишет один из крупнейших исследователей в области нравственно-трудового воспитания дошкольников В. И. Логинова. Овладение любой профессией станет намного проще, если каждый человек ещё в детстве будет получать соответствующие представления, навыки и умения.

Публикация «Психолого -педагогические аспекты формирования ранних представлений ребёнка о профессиях» размещена в разделах

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С. Л. Рубинштейн писал: "Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создавало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь…" Активная деятельность ребенка и его общение с взрослыми выступают основными условиями усвоения им социального опыта (Л. С. Выготский, О. Е. Смирнова, В. С. Мухина, А. К. Маркова).

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка : в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. В старшем дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной.

Переход от младшего к старшему дошкольному возрасту подготавливается на физиологическом уровне усилением регулирующей роли второй сигнальной системы, роли слова в поведении ребенка. Это выражается в интересе к обобщениям, правилам, отдаленным целям и планированию их достижений и наблюдается на пятом году жизни. Развиваются произвольные познавательные процессы. Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью. Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения целей, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания. В старшем дошкольном возрасте дети преимущественно играют в различные игры с правилами, которые, в силу их вышеназванной специфики, позволяют дошкольнику удовлетворять актуальные для него в этом возрасте потребности, подготовиться к обучению в школе. Подчеркнем, что в этом виде детских игр наиболее активно развиваются рефлексивная и ценностно-смысловая подсистемы саморегуляции игрового поведения у детей, формируются взаимосвязи между ними. В дидактических играх происходит внутреннее наполнение пространства игры личностными мотивами и переживаниями дошкольника, осознание им собственного поведения, его оценка в соответствии с правилами, осознание ребенком себя в качестве игрока, оценивание своих действий в игре и результата игры. Это приводит к активному развитию рефлексивной подсистемы саморегуляции игрового поведения. Также в ценностно-смысловой сфере старшего дошкольника происходят существенные изменения: наряду с личными мотивами возникают и социальные мотивы, желание учиться, узнавать что-то новое, получать высокие оценки и похвалу от окружающих, формируется соподчинение мотивов. К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях.

Ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте продолжает оставаться игра (преимущественно – сюжетно-ролевая. В ней развиваются, совершенствуются различные психические функции ребенка – речь, восприятие, мышление, воображение, память и др. Но самые главные изменения происходят в мотивационно-потребностной сфере ребенка: к концу дошкольного возраста формируется способность к соподчинению мотивов, развивается самосознание, изменяется восприятие своего места в системе отношений с окружающими. Указанные личностные новообразования превращают ребенка к концу старшего дошкольного возраста «…из существа ситуативного, подчиняющегося непосредственно воздействующим на него раздражителям и сиюминутным побуждениям, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни». В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально принятыми в обществе нормами. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах : игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т. п.). При этом если младшие дошкольники еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как- будто ведут машину, как- будто готовят обед, то у старших дошкольников в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу – дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны детям сами по себе. Под влиянием воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность, доводить дело до полученного результата.

Важнейшее приобретение старшего дошкольного возраста (5-7л., это произвольность, выражающаяся в способности ребёнка действовать в соответствии с поставленными целями и достигать результатов (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская). Это характерно для всех психических процессов. Внимание старшего дошкольника становится устойчивым. Дети старшего возраста способны принять задачу, запомнить и припомнить, использовать различные мнемические приёмы в разных видах деятельности (З. М. Истомина). У детей 5-6 хорошо развита образная память, а к 6-7 годам значительного развития достигает словесно-логическая память. Произвольность психических процессов позволяет приобщить детей к преобразовательной деятельности с элементами творчества.

У детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими (А. Н. Леонтьев). Это способность позволяет формировать у них осознанный интерес к деятельности взрослого и результатом его труда, а также представление о своих возможностях. К концу старшего дошкольного возраста возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется устойчивой системой отношений к себе, людям, окружающему миру. Детей старшего дошкольного возраста всё больше интересует мир взрослых и всё что с этим связанно – их деятельность, окружающие предметы и т. д. Старшие дошкольники знакомы с различными видами труда (производственным, сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т. п.). В перечне профессий, известных детям, выделено более 90 наименований. Каждый ребенок знает от 4 до 13 профессий. Бесспорно, это не означает, что о каждой названной профессии ребенок имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует огромную заинтересованность детей трудовой сферой человека (В. И. Глотова).

Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (милиционер - «задерживает нарушителей», врач - «лечит людей», воспитатель - «воспитывает детей»). Самостоятельная дифференцировка этих компонентов структуры образа трудового процесса затруднена, особенно в тех профессиях, где результат не представлен наглядно. Общественную значимость результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя. Трудность представляют знания, которые нельзя сообщить непосредственно в жизненной ситуации. Наиболее популярными среди детей являются профессии системы «человек-техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта - легкового, грузового и т. д. Военные - летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт.

На втором месте, профессии системы «человек-человек» : врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, медсестра, милиционер и др.

В представлениях детей о профессиях имеются существенные половые различия. Девочки отдают предпочтение профессиям системы «человек-человек». Мальчики в первую очередь называют профессии системы «человек-техника», а также целый ряд военных специальностей.

Таким образом, рассмотренные особенности детей старшего дошкольного возраста служат основой для организации процесса по ознакомлению с трудом взрослых, его результатами и организации доступной детям трудовой деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным возможностям.

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Конспект НОД для формирования представлений о ЗОЖ «Что спрятали боги Олимпа»Конспект НОД для формирования представлений о ЗОЖ «Что спрятали боги Олимпа» Что спрятали боги. Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Задачи образования: -закрепить знания детей.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Консультация для родителей «Развиваем ребёнка с ранних лет»Консультация для родителей «Развиваем ребёнка с ранних лет» Многие родители считают, что начинать заниматься с детьми надо не раньше 3-х лет. Но это ошибочное мнение. Предлагать ребёнку развивающие.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Проект по формированию представлений о профессиях «Все работы хороши» в разновозрастной группе Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: познавательный По числу участников проекта: групповой По времени проведения: краткосрочный.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого -педагогические аспекты формирования ранних представлений ребёнка о профессиях
Опубликовано: 9 июня 2021 в 16:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого -педагогические аспекты формирования ранних представлений ребёнка о профессиях» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кудинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД