Папки-передвижки

Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников к школе

Екатерина Прохорова
Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников к школе
▼ Скачать

1. Адаптация к школе : понятие, формы, стадии, уровни.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы

образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет

поддержки от взрослых – родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в

Публикация «Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников к школе» размещена в разделах

этот период – сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка. Решить данную

задачу возможно в процессе адаптации первоклассника.

Адаптация – это свойство организма и процесс приспособления к изменяющимся

факторам окружающей среды, цель которого – достижение стабильного равновесия между

средой и организмом.

Адаптацией также называют механизм социализации личности, включение ее в систему

новых отношений и общественных связей.

При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия

существования и новый круг общения. Адаптацией к школе называют процесс физического и

психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках

образовательной организации и переход к систематическому школьному обучению.

В связи с введением в начальной школе Федерального государственного

образовательного стандарта (далее – ФГОС) подходы к сути адаптации изменились,

значительно расширился перечень критериев успешной адаптации.

Согласно ФГОС в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной

школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном

и здоровьесберегающем подходах. Важно опираться на индивидуальные особенности

школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я

– концепции» каждого ребенка.

С этой целью в школе применяются следующие формы социальной адаптации

первоклассников :

1) адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, физическим и

интеллектуальным нагрузкам;

2) адаптация к новым социальным отношениям и связям;

3) адаптация к новым условиям познавательной деятельности.

Кроме этого, выделяют такие формы адаптации, как:

общеклассные – проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения

в школе, построения дружеских отношений и т. д. ;

групповые, индивидуальные – проводятся для отдельных первоклассников, имеющих

определенные проблемы в адаптации.

Адаптационный процесс проходит несколько стадий (таблица 1).

Однако если по каким-либо причинам ребенок чувствует себя незащищенным, тревога

сохраняется на высоком уровне или даже растет, то третьей стадией будет стадия истощения.

Возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные

с ним утомление и переутомление могут приводить к нарушению здоровья ребенка.

По мнению Т. А. Соловьевой, сроки адаптации первоклассников могут быть

различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается в первом полугодии

обучения. Однако установлено, что у 20-30% детей этот процесс не завершается в течение

первого года обучения. Период оптимальной адаптации составляет один-полтора месяца.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период

так называемой «острой» адаптации.

Один из ведущих исследователей психического развития дошкольников А. Л. Венгер

выделяет три уровня адаптации к школьному обучению (таблица 2).

Первоклассники переживают так называемый адаптационный синдром, в котором

выделяются три характеристики:

тревога, сопровождаемая мобилизацией защитных сил организма;

резистентность с необходимостью приспособления к трудной ситуации;

истощение – при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье

и поведении.

Проявления адаптационного синдрома или школьного стресса могут проявляться по-

разному:

1) в виде сильной усталости, истощения, иногда сопровождающийся плаксивостью,

головной болью;

2) может ухудшиться сон, стать более беспокойным, с трудностями засыпания и

пробуждения, возникнуть выраженные изменения аппетита, как в сторону снижения, так и

повышения;

3) изменения могут сказываться преимущественно в виде эмоциональных сдвигов (ребенок

становиться раздражительным, обидчивым, находится в состоянии постоянной тревоги,

испытывает страх не успеть, сделать что-то не так);

4) могут проявляться в виде перевозбуждения, двигательной гиперактивности, беготни на

перемене, нарушении дисциплины на уроке, трудностях засыпания;

5) в виде негативизма – ребенок капризничает, отказывается выполнять требования

взрослых, проявляет агрессию в отношениях со сверстниками).

Выраженность и особенности протекания адаптационного синдрома, интенсивность

негативных физиологических сдвигов, уровень психологического напряжения зависит как от

характеристик среды (наполняемость класса, педагогический стиль педагога, тип программы и т. д., так и от индивидуально-личностных особенностей конкретного ребенка (тип нервной

системы, психофизиологическая зрелость, состояние физического, нервно-психического

здоровья, уровень дошкольной подготовки, умение взаимодействовать как со взрослыми, так и

одноклассниками и т. д., особенностей ситуации для данного ребенка (особенности поддержки

в семье, наличие дополнительных стрессовых факторов и изменений в жизни ребенка

одновременно с началом обучения).

Педагогам и родителям необходимо обращать внимание на негативный итог

адаптационного процесса, основания, приводящие к дезадаптации.

Школьная дезадаптация – это создание неправильных механизмов приспособления

ребенка к школе в виде нарушений учебной деятельности, поведения, разногласий,

психогенных заболеваний и реакций, повышенной степени встревоженности, деформаций в

индивидуальном развитии.

Основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются дети при поступлении в школу,

включают:

характер взаимодействия учителя с детьми, как правило, резко отличается от

привычного домашнего или даже «детсадовского» : число запретов и предписаний резко

возрастает, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится значительно менее

терпимым;

появляется особое учебное содержание, от усвоения которого зависит социальный

статус, а, следовательно, и самооценка ребенка. Это предполагает ответственность

обучающегося перед лицом взрослых (учителя и родителей);

фронтальные формы организации учебного процесса требуют от детей большого

напряжения и концентрации внимания. У ребенка часто отсутствует интерес к такому роду

занятий, многие действия он совершает по требованию учителя, а не по собственному желанию.

Это приводит к повышенной утомляемости и эмоциональному дискомфорту детей;

новый, непривычный распорядок дня и изменившиеся отношения со сверстниками и

старшими детьми усугубляют эту ситуацию.

В числе других причин школьной дезадаптации можно назвать недостаточный уровень

интеллектуального развития ребенка (интеллектуальный и речевой показатель, его

социальную незрелость (мотивационно-потребностный показатель и уровень произвольной регуляции собственной деятельности, неумение общаться с окружающими (социально-

коммуникативный уровень).

Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации :

1) отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер,

отсутствие своевременной помощи ученику, проявление неуважения к нему;

2) неблагоприятная материально-бытовая или/и эмоциональная ситуация в семье,

алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или гиперопека;

3) негативное влияние окружения, доступность алкоголя и наркотиков;

4) деформация духовно-нравственных идеалов, отсутствие стремления к самореализации;

5) обстановка пропаганды насилия, вседозволенности;

6) тяжелые физические заболевания, различные нарушения психики, акцентуации и

патологии личности, патологическое протекание возрастных кризисов, задержка психического

развития.

Все выделенные причины, способствующие школьной дезадаптации, подразделяются на

школьные, семейные, микросоциальные, соматические и психические факторы риска. Чаще

всего эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят

к вполне определенным трудностям обучения у ребенка.

Таким образом, адаптация первоклассника к школе – это перестройка познавательной,

мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому

организованному школьному обучению. Активное усвоение ребенком новой социальной среды

позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни,

изменившемуся социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной

деятельности.

2. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников.

Создание благоприятных условий адаптации к школе является важнейшим фактором

обеспечения преемственности в развитии ребенка. Системное и профессиональное

сопровождение процесса адаптации необходимо каждому первокласснику.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостный и непрерывный процесс

изучения личности обучающегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе,

осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях

взаимодействия.

Субъектом психолого-педагогического сопровождения является первоклассник,

который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими обучающимися,

свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного

ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его

индивидуальной образовательной деятельности.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-

психологических условий для развития личности первоклассника и его успешного обучения.

Е. И. Казакова отмечает, что можно выделить три организационных модели

сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблемы;

2) обучение методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций;

3) экстренная помощь в кризисной ситуации.

Кроме того, называет еще два вида сопровождения:

индивидуально-ориентированное;

системно-ориентированное.

Последнее предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения

проблем, характерных для большой группы детей.

В условиях ФГОС приоритетными направлениями при организации психолого-

педагогического сопровождения выступают:

1. Психологическое просвещение и образование – формирование у обучающихся и их

родителей (законных представителей, педагогических работников и руководителей

образовательной организации потребности в психологических знаниях, желания использовать

их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных

нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом

совместно с администрацией и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-

логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для

родителей, круглый стол и т. д., которые должны быть практико-ориентированными.

2. Диагностика (индивидуальная и групповая)психолого-педагогическое изучение

обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных

особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и

воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов

нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Изучение (мониторинг) развития

личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка проводится с

целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития

ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ

предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в

образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики, и, следовательно,

предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса. Только позиция взаимодействия и сотрудничества позволит

совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Планирование

индивидуального маршрута развития ребенка – это комплексная работа специалистов школы и

родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных

особенностей, а также организация условий для его реализации.

3. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в

новом знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.

4. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с

обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии,

выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности

и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного

взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами,

социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития

детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении

основной образовательной программы, оказание психологической помощи детям данной

категории.

5. Консультирование (индивидуальное и групповое) – помощь участникам

образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении

психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие

сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании

новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода

психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях,

самосознании и саморазвитии.

6. Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов,

пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов

образовательной организации; оценка альтернативных решений и выделение наиболее

предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе

осуществляется силами администрации и педагогов образовательной организации, а также

семьи ребенка. В рамках этой совместной работы выделяют следующие направления

деятельности:

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей

статуса школьника. Диагностика проводится в течение первого года два раза – на этапе

поступления (зачисления) ребенка в образовательную организацию и в середине первого

класса.

2. Развивающая психологическая и педагогическая работа, которая осуществляется в

течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задачи того или

иного этапа работы.

3. Консультативная работа с педагогами и родителями проводится как психологом, так и

учителями (в том числе предметниками). Связано данное направление с обсуждением

результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога, родителя в связи с

проблемами обучения, общения.

4. Методическая работа направлена на совершенствование содержания и методики

обучения. Она осуществляется педагогами совместно с администрацией образовательной

организации по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников.

5. Психокоррекционная работа ориентирована на оказание помощи детям, испытывающим

трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении,

самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и

индивидуальной работы.

6. Организационно-консультативная работа со школьной администрацией направлена на

совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание

социальных и педагогических условий в образовательной организации, способствующих

успешной адаптации.

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого

индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных

показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах

жизни и деятельности ребенка.

Наиболее распространенный метод диагностики – наблюдение.

Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения

фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы

первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе.

Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований:

1) четко поставленная цель;

2) разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать);

3) систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только

случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребенка и не показывающие

закономерностей его развития);

4) объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем).

Наблюдение также должно включать:

анализ успеваемости ребенка;

просмотр тетрадей;

прослушивание устных ответов;

анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание основных семи компонентов:

1) учебной активности;

2) усвоения программных материалов;

3) поведения на уроках;

4) поведения на переменах;

5) взаимоотношения с одноклассниками;

6) отношения к учителю;

7) эмоций.

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также

диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н. Г. Лускановой. Она проводится в

виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать

подходящий вариант ответа. Данная анкета может быть использована при индивидуальном

обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики.

Кроме указанной анкеты могут использоваться:

1. Анкета для определения школьной мотивации обучающихся начальных классов.

2. Анкета «Хорошо ли ребенку в школе

3. Анкета для родителей первоклассников.

4. Анкета «Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению

ребенка».

5. Анкета «Выявление причин школьной неуспешности».

Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе,

позволяющие определить успешность прохождения этого процесса. Приведем характеристики

некоторых из них:

1. Методика «Беседа о школе» Т. А. Нежновой направлена на выявление уровня

сформированности «внутренней позиции школьника», принятия 6-7-летним ребенком

возрастного статуса.

2. Проективная методика «Школа зверей» Т. А. Нежновой направлена на выявление

школьных неврозов на начальной стадии развития, выяснение причин и способов коррекции.

3. Методика исследования мотивации учения у первоклассников (автор М. Р. Гинзбург)

изучает сформированность мотивов учения и выявляет ведущий мотив.

4. Цветовой тест Люшера (модификация Л. А. Ясюковой). Этот метод направлен на

определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и

отрицательных эмоций в определенных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная

самооценка ребенка.

5. Проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан. С

помощью методики определяется уровень школьной тревожности, анализируются школьные

ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

6. Методика «Рисунок человека» позволяет определить уровень умственного развития

ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, которое может являться

следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.

7. Тест «Домики» О. А. Ореховой проводят с целью определения ценностных ориентаций,

социальных эмоций и личностных отношений.

Таким образом, успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности

усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Психолого-педагогическое

сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на

конкретного обучающегося, даже если педагог работает с группой детей. Эффективная

реализация основных направлений программы психолого-педагогического сопровождения

первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым

видом деятельности, новой социальной ролью.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль семьи в адаптации первоклассника к обучению в школе»Консультация для родителей «Роль семьи в адаптации первоклассника к обучению в школе» Приветствую друзей и гостей моей странички! Начало школьной жизни волнительно как детей, так и для их родителей! Чтобы облегчить процесс.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников к школе
Опубликовано: 11 мая 2023 в 18:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников к школе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Прохорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД