Дигурова Яна
Психолого-педагогическая поддержка молодого воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Период вхождения начинающего воспитателя в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли воспитатель как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования. Этап первого набора детей, в системе работы начинающего педагога является наиболее значимым. Именно в этот период перед молодым специалистом поставлена одна из важнейших задач дошкольного образования: первый этап социализации ребенка.
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка молодого воспитателя» размещена в разделах
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которые сопровождаются эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении.
Воспитателю необходимо выполнять ряд профессиональных действий, таких как:
- воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей;
- воспитатель должен быть отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить в группе благоприятный эмоциональный климат.
Начнем с того, что, как ни странно,взрослые гораздо хуже адаптируются в новой для себя обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко стоит в оказании помощи именно взрослым (молодым специалистам). Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха.
Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в педагогической деятельности и провоцирует конфликтные ситуации. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, коллегами, вызывают у педагога стрессовое состояние, состояние эмоционального выгорания.
Анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетенции.
Психологическое сопровождение включает: комплекс мер, способов, средств, побуждающих и корректирующих действий молодых воспитателей с целью создания наиболее благоприятных психологических условий для полноценного развития и становления успешной личности педагога влияющих на полноценное развитие личности детей.
Современная система дошкольного образования сталкивается с необходимостью постоянного повышения его качества, требует оптимальной организации образовательного процесса, высокой профессиональной компетентности педагогов, предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, т. е. быстро профессионально адаптироваться. В этих условиях к молодым специалистам, пришедшим работать в учреждения дошкольного образования, предъявляются высокие требования.
Существует противоречие между социальными запросами общества, требующего подготовки педагога, способного ориентироваться и целесообразно действовать в нестандартной ситуации, и традиционной системой подготовки педагога к работе в современном дошкольном учреждении. Только у немногих молодых педагогов представления о педагогическом труде совпадают с практикой.
Адаптация молодого специалиста – это не только приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, трудовой дисциплины, производственных навыков, традиций трудового коллектива, то есть процесс вхождения в новое для него социальную среду.
Психологическая адаптация – обязательный процесс для гармоничного существования в обществе и общения с его членами.
В настоящее время психологическую адаптацию рассматривает как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчеркивая при этом ее системную организацию. Это сложный, длительный процесс, связанный с внутренними изменениями человека.
Анализируя причины снижения адаптационного потенциала у молодых специалистов на этапе их вхождения в профессию, многие исследователи выделяют следующие факторы, препятствующие успешной психологической адаптации педагогов : недостаточная профессиональная подготовка, слабая мотивация к профессиональному росту, отсутствие поддержки молодых специалистов со стороны администрации, неразвитость профессионально важных качеств личности.
Мы считаем, что для решения этих проблем необходимо использовать и развивать такой инструмент, как управление психологической адаптацией молодых педагогов, особенно на ранних этапах их профессиональной деятельности, которое бы заключалось в организации эффективного и целесообразного психологического сопровождения молодых специалистов, направленного на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме.
Для успешного приспособления молодых специалистов к новым условиям труда им необходима постоянная поддержка, методическая и психологическая помощь.
Основная задача такой поддержки – способствовать раскрытию личностного адаптационного потенциала молодого педагога на этапе его вхождения в профессию. Для решения этих проблем необходимо использовать и развивать такой инструмент, как управление психологической адаптацией молодых педагогов, особенно на ранних этапах их профессиональной деятельности, которое бы состояло в организации эффективного и целесообразного психологического сопровождения молодых специалистов, направленного на полноценное развитие личности и ее самореализации в социуме.
Одна из главных задач психологического сопровождения – не только оказывать своевременную помощь и поддержку молодому специалисту, но и научить его самостоятельно преодолевать трудности процесса адаптации, ответственно относиться к своему становления, помочь ему стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.
Но наряду с профессиональной и психологической адаптацией молодого педагога встаёт вопрос «вливании» молодого специалиста в сложившийся, устоявшийся педагогический коллектив учреждения, особенно если в течение года в коллектив вступает не один молодой педагог, а 3 и более. В данном случае, я считаю, необходимы мероприятия направленные не только на адаптацию, но и на сплочение коллектива, так как дружный коллектив успешно преодолевать возникающие конфликты и трудности, а также находить решение новым проблемам.
Анализ реальной практики показывает, что сегодня – в век огромного потока информации и быстрых перемен –для того что бы достигнуть положительных результатов педагогической деятельности важны сплоченные действия педагогов, которые объединены общими целями и совместный труд.
Формирование сплочённого коллектива является одной из основных организационных проблем по развитию любых социальных сообществ.
С помощью сплочённости формируются благоприятные условия для коллективной деятельности, происходит мобилизация личностных резервов педагогов, а также рост потенциала их взаимодействия в достижении личных и общих целей организации. Сплочённость формирует предпосылки к формированию оптимистического эмоционального климата, способствует сохранению здоровья всех членов коллектива, даёт возможность для самореализации и всестороннего развития.
для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной,
Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва : Рыбаков Фонд, 2016.
Заключение
Профессионализм педагога в современной образовательной системе учреждения мы рассматриваем как результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, новаторскую позицию в организации образовательного процесса, развитии творческого потенциала, обеспечении устойчивой личностной самореализации и педагогического мастерства.
Одним из условий развития творческого потенциала педагога в муниципальной системе образования является психолого-педагогическая поддержка процесса профессиональной адаптации, определение развития индивидуальной траектории педагога для раскрытия творческого потенциала и дальнейшего профессионального роста.
Целенаправленная и систематическая работа по повышению профессионализма молодых педагогов способствует оптимизации образовательного процесса, их личностному развитию, создает условия для самообразования и активного участия в мероприятиях педагогического сообщества, стимулируя внутренние силы саморазвития и формируя субъективный опыт каждого.
Литература
1. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов / Т. Ю. Андрущенко, Е. В. Аржаных, В. Л. Виноградов и др. // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 9, № 2. С. 1-16.
2. Гехтман А. Л. Возможности управления профессиональной адаптацией молодого педагога // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. VI Междунар. науч. -практ. конф. СПб., 2013. C. 301-306.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р. URL : ИИ; р://минобрнауки. рф ( дата обращения: 21.07.2018].
4. Лук А. Н. Психология творчества [Электронный ресурс]. М. : Наука, 1978. URL : www.koob.ru ( дата обращения: 20.02.16].
5. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании] [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544kURL : 1пар://минобрнауки. рф ( дата обращения: 11.07.18].
6. Психология профессионального развития: методология, теория, практика / под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 2011. 159 с.
7. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
8. Шелестенко А. В. Условия для адаптации молодых педагогов // Новое образование. 2004. № 8. С. 27-31.