Перетягина Есения Владимировна
Психолого–педагогическая характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого– педагогическая характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста
Б. Д. Эльконин полагал, что дошкольный возраст 3-4 года считается этапом интенсивного психического развития. Характерные черты данного этапа выражаются в прогрессивных изменениях во всех областях развития, начиная от улучшения психофизиологических функций и заканчивая появлением сложных индивидуальных процессов.
Публикация «Психолого–педагогическая характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В этом дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Особое внимание нацелено на окружающую среду, вместе с эмоциональным интересом, при этом содержание особенностей внешних эмоций, обеспечивающие дальнейшее увеличение, с возрастом меняется.
Несмотря на значительные сдвиги в эволюционировании внимания, доминирующим на течении всего дошкольного этапа, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще сложно сконцентрироваться на одинаковой и скучной деятельности: но, в течении увлекательной для них игры интерес способен быть довольно устойчивым.
Проявляется заинтересованность ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в виде образца поведения, появляется желание к изучению мира. Совместные игры детей начинают доминировать над личными забавами. В игре, продуктивных типах деятельности (рисовании, конструировании) создается ознакомление детей с видами объектов, формируются его восприятие, мышление, фантазия.
Н. Н. Поддъяков представил, что в 4 года происходит усиленное формирование, а также развитие умений исследования ребенком внешней среды, рассмотрения качеств объектов. Данный уровень интеллектуального развития, т. е. наглядно-действенное мышление, считается предварительным, он способствует накапливанию фактов, данных об находящемся вокруг мире, образованию базы, для формирования взглядов и понятий.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а также вербальному мышлению, происходит на базе изменения характера ориентировочно-исследовательской работы, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок наиболее направленной двигательной, потом визуальной и, в конечном итоге, мысленной ориентировки.
Восприятие детей 3-4 лет свойственно интенсивной игрой (моделированием) предметных качеств и их отношений в процессе продуктивных видов деятельности (рисовании, конструировании, аппликации и т. д., возможность к описанию визуально воспринимаемого объекта, благодаря периодическому, планомерному его рассматриванию. Малыши видят изображение своих близких, предметов, людей. Ребенок именует то, собственно, что изобразил сам (символическая функция сознания).
С 3-4 лет происходят немаловажные конфигурации в нраве и содержании работы ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Основная картина работы в данном возрасте – предметно – действенное сотрудничество.
Более весомое достижение этого возраста произведено в том, что действия малыша приобретают целеустремленный нрав. Весомую роль приобретает взаимодействие со старшим, который считается для малыша гарантом психического комфорта и безопасности.
В данном возрасте происходят немаловажные изменения в развитии речи. Появляется вероятность от подражания действий взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные взаимодействия детей, нацеленные на выполнение конкретного поручения.
Для 4-ого года жизни свойственны новые заслуги в развитии речи малыша. Он начинает выговаривать простые суждения о предметах и явлениях находящейся вокруг его реальности, ставить зависимость между ними, создавать выводы. Впрочем, в общем и речевом развитии у детей имеют все шансы быть личные различия: одни в 3 года довольно отлично обладают речью, у иных она ещё далека от идеала.
Использующийся словарный запас, каким располагает малыш на данном возрастном рубеже, позволяет ему свободно общаться с окружающими. Но зачастую он испытывает проблемы из-за дефицита и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, членом которого он был сам.
В процессе освоения свежих текстов ребенку трудно запомнить их, он начинает уже осмысливать звуковую сторону, пробует ввести больше ассоциаций между предметом и текстом, желает со своей точки зрения осмыслить названия предметов, поступков, то есть у ребенка замечено мотивированное отношение к лексике. Он зачастую начинает применять предложения, у которых нарушена структура.
В данном возрасте дети ещё не всегда имеют возможность управлять собственными голосовыми установками, менять громкость, высоту голоса, темп речи. На вопросы взрослых, тем более посторонних, ребенок отвечает довольно негромко, но с близкими и родными беседует громко. Дети быстро перенимают интонацию и верно передают ее, подражая речи взрослых.
У четырехлетних детей ярко выражаются различия в формировании произношения речи: у одних речь чистая, с верным произношением, практически всех звуков, у иных она имеет возможность быть ещё мало ясной, с неверным произношением большего числа звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обратить особое внимание на этих ребят, выявить предпосылки отставания и вместе с родителями принять меры к исправлению дефектов.
Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется высочайшей интенсивностью физического и психического становления.
На четвертом году жизни у детей отмечается заметное совершенствование произношения, речь делается более ясной. Дети отлично понимают и верно называют предметы вокруг себя: игрушки, посуду, одежду, мебель. Больше начинают употреблять прилагательные, наречия. Бывают замечены начинания монологической речи. В речи ребят преобладают обычные распространённые предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения малыши употребляют, но довольно редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают ошибки произношения предложений в речи сверстников. Речь ребят в основном носит ситуативный нрав, она ещё мало точна и безупречна в грамматическом отношении, не абсолютно чиста и правильна в произношении. Дети имеют все возможности с минимальной поддержкой взрослых передать содержание отлично знакомой сказки, рассказать на память маленькое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.