Оксана Расторгуева
Психолого-педагогическая характеристика детей с РДА. Принципы работы с аутичными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической и медицинской помощи в преодолении нарушения в социально-личностном развитии. Сейчас приходится констатировать рост числа детей, страдающих данным расстройством. Отмечается, что аутизм встречается с частотой примерно от 3 до 15 случаев на 10000 детей, причем мальчики болеют им значительно чаще, чем девочки. Однако случаи аутизма у девочек, как правило, более тяжелы.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей с РДА, Принципы работы с аутичными детьми» размещена в разделах
Аутизм — это расстройство, связанное с нарушением развития центральной нервной системы. Этим термином обозначают комплекс симптомов, при которых нарушаются общение с другими людьми, социализация, эмоциональные реакции. Часто поведение человека с аутизмом описывают как уход в другой, воображаемый мир и утерю контакта с реальностью. Это тяжелое расстройство, зачастую приводящее к серьезным задержкам в развитии и инвалидизации.
Симптомы аутизма проявляются достаточно рано, как правило, в первые 3 года жизни. В дальнейшем они с трудом поддаются лечению и, в большинстве случаев, сохраняются, в той или иной степени выраженности, на всю жизнь. Обычно выделяют 3 формы заболевания
Синдром Аспергера с сохранением интеллекта и незначительными проявлениями социальной дезадаптации и нарушения общения. Такие люди могут сами описать свое состояние и дать ему анализ. Они способны учиться в общеобразовательной школе и Вузе, завести семью. Сохранена важнейшая из функций – самосознание. Прогноз в таких случаях благоприятный, когда отдельные симптомы не препятствуют человеку стать социально самостоятельным членом общества.
Синдром Каннера предполагает более серьезный спектр нарушений:
1) невозможность устанавливать отношения с людьми с начала жизни;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
3) недостаточность принятия позы готовности при взятии на руки;
4) недостаточность коммуникативного пользования речью;
5) блестящая механическая память;
6) эхолалии;
7) крайняя буквальность в использовании слов;
8) извращенное использование личных местоимений;
9) резкий страх определенных громких звуков и движущихся объектов;
10) монотонное повторение звуков и движений;
11) страх изменений в обстановке;
12) однообразие спонтанной активности;
13) монотонные механические игры с неигровыми предметами;
14) впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и умному выражению лица;
15) серьезное выражение лица, напряженное в присутствии людей и удовлетворенное при их уходе;
16) хорошее физическое здоровье;
17) нарушения пищеварения на первом году жизни.
Заболевание неизлечимо. Чаще всего, наступает инвалидизация. Человек оказывается не способен адекватно понимать значение своих действий и руководить ими. Нуждается в пожизненной опеке.
Синдром Ретта означает появление отдельных аутистических симптомов у больных шизофренией в любом возрасте.
Основная проблема состоит в том, что для ребенка – аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его появления на свет и до конца жизни. Отсюда восприятие действительности всеми органами чувств и ее осмысление происходит особенным образом. Можно выделить характерные признаки аутизма :
1. Для аутиста характерно «гиперселективное» мышление в картинках, тогда как обычно мы думаем в виде комбинации слов и обобщений, идя от общего к частному. У аутиста все происходит наоборот. В ответ на любое высказывание в голове мгновенно возникает зрительный образ конкретного объекта с набором определенных деталей, причем на первое место ставится деталь зачастую не самая принципиальная в данной ситуации. Так при упоминании кошки появляется образ знакомого животного, при произнесении слова «лампа» встает изображение лампы в спальне. Дети-аутисты легко группируют предметы на базе видимого сходства по цвету, форме и т. д., но испытывают сложности с распределением вещей по абстрактным признакам: мебель, овощи, фрукты, животные, птицы. Они не могут обобщать как обычные дети.
2. Развернутая мыслительная деятельность, обобщения, формулировка выводов - все это недоступно аутисту. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия - т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность этих функций. Временами неясно, как ребенок отреагирует на тот или иной звук. Часто он не откликается на собственное имя, и родителям кажется, что ребенок глухой. Родители детей с аутизмом жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями, часто не идет на прямой зрительный контакт, не смотрит «глаза в глаза» и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.
3. Страх неизвестности - главная эмоция, которая будет сопровождать аутиста всю жизнь. Создание защитного панциря вокруг себя - вот на что направлены его основные усилия. Уже с раннего возраста ребенок старается отгородиться от внешнего окружения, не любит прикосновений, скупо выражает радость при виде матери. Дети с аутизмом обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физическому контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.
4. У них нет игровой деятельности. Дети с аутизмом не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно. Например, крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, скручивают кусок веревки. Аутичному ребенку непонятно, как коробка из-под обуви может быть одновременно гаражом для машины, а кукла способна говорить. Подарки, сюрпризы, столь любимые всеми детьми, вызывают у аутиста панику своей непредсказуемостью. Лучше его заранее к этому подготовить. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.
5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа "дай-возьми". Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.
6. Навыки самообслуживания у детей с аутизмом отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д.
7. У детей с аутизмом очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей. Такая реакция происходит даже на малейшее препятствие или запрет взрывом ярости. Страх новой обстановки может вызвать истерики и тяжелые приступы агрессии. Чтобы это преодолеть, целесообразно дать аутисту в руки предмет, связанный с ожидаемым событием: продуктовую сумку перед походом в магазин, ключи от машины перед поездкой и т. д.
Приступ паники может быть также вызван нетипичными звуками, ярким светом, резким запахом.
8. Дети с аутизмом могут часто демонстрировать "самостимулирующее" поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.
Мы можем выделить несколько методов психолого-педагогической коррекции таких детей. Это прежде всего игровая терапия, песочная и арттерапия. Рассмотрим их более подробно.
Песочная терапия представляет собой одну из необычных техник во время которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Тактильный контакт и развитие мелкой моторики являются дополнительным позитивным эффектом для ребенка с аутизмом.
Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет.
Арттерапия – это такая форма, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет, и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей) и вида деятельности.
Игровая терапия при аутизме - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют».
При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.
Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра, пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение.
Очень полезно придумывать истории, в которых действуют положительные и отрицательные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения.
Несмотря на особенности общения, аутичный ребенок должен бывать в коллективе.
Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность.
Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания.
Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале, можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего ребенка преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово.
Исходя из всего вышесказанного мы можем составить определенную шпаргалку для взрослых или правила работы с аутичными детьми :
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.)
10. Избегать переутомления ребенка.
В практической части нашего доклада мы хотели бы предложить вам ряд игр и упражнений для работы с аутичными детьми.
Игры за столом
Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за столом. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения.
«СОБИРАЕМ ГОЛОВОЛОМКИ»
Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки — один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.
Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.
Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.
«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ»
Цель: развитие коммуникативных склонностей, учения работать с партнером.
Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша, взрослый — слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.
ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ
Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.
На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.
Примечание: Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники, затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу. «Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Цель: игра способствует развития тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей — разглядывание и изучение новых предметов.
Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.
Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.
Фантазировать: где это пригодится и т. д.
Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками.
Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз вернуться к волшебному сундучку.
Подвижные игры
«РУКАВИЧКИ»
Цель: Включение аутичных детей в групповую работу.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
«ФИЗКУЛЬТУРНИКИ»
Цель: развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с пооперационными картами.
Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.
Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например: после того, как заготовлены 2—3 схемы (или 4—5, в зависимости от возможностей ребенка, взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему.
Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д.
Выполненные совместно с ребенком рисунки-схемы к данной игре способствуют развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.
«КТО Я?»
Цель: Развитие представлений и воображения ребенка.
Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т, д.). Ребенок должен отгадать, кто это был.
«ПОКАЖИ ПО РАЗНОМУ»
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами. 1 этап игры: Взрослый говорит:
- Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом, а вот я захожу в ворота. (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».
- Я несу легкий пакет (показывает, а теперь я несу (показывает). Какой пакет?
- Я перехожу широкую реку (показывает, а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает). Какой?
- Я иду медленно, а вот я иду. Как?
- Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне.
- Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю.
2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься» и т. д.