Александр Владимирович Гришин
Психология как профессия с высоким уровнем профессиональной самоактуализации
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы более чётко и основательно понятийный аппарат психологии профессий разработан Э. Ф. Зеером. По его мнению, центральной категорией, отражающей сущность взаимо-действия человека и профессии, является профессиональное развитие, которое в психологии рассматривается как фундаментальный процесс изменения человека, как объяснительный принцип становления профессионализма и как ценность профессионального сообщества. Профессиональное развитие обычно отождествляют с прогрессивным изменением человека: созреванием, формированием, саморазвитием, самосовершенствованием (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 2005).
Публикация «Психология как профессия с высоким уровнем профессиональной самоактуализации» размещена в разделах
Изменение личности в процессе освоения мира профессий отражается в понятии «профессиональное становление», которое характеризует индивидуально своеобразный путь (траекторию) личности с начала формирования представлений о профессиях и профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии.
Важной частью длительного процесса профессионального становления личности является профессионализация - «формообразование» субъекта, адекватного содержанию и требованиям профессиональной деятельности.
Профессионализация, по В. Н. Дружинину, — это формирование специфических видов трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих, обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда. По мнению В. Н. Дружинина (2000, профессионализацию субъекта труда следует рассматривать в четырё х направлениях:
во-первых, как процесс его социализации — усвоения индивидом социальных норм, преобразования социального опыта в собственные профессионально ориентированные установки, интересы, ценности, принятия социальной роли, общественной задачи, вхождения в социальную среду и приспособления к ней и т. д. ;
во-вторых, как процесс развития личности, т. е. как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Его психическое развитие отражает законы и программы онтогенеза и филогенеза, проявляется в возрастной периодизации, зависит от уровня его активности и характера основной деятельности (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, ЛИ. Анцыферова, J1.C. Выготский и др.). Профессиональное развитие заключается в формировании у человека прежде всего профессиональных способностей и мотивов труда, соответствующих требованиям деятельности, и зависит от содержания трудового процесса, условий его реализации, особенностей профессиональной карьеры и т. д. ;
в-третьих, как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в ходе которой профессионализация обусловливается процессами самопознания, саморегуляции, самоконтроля и самооценки личности, влиянием событийно-биографических факторов — действий, поступков, решений, — жизненного опыта, стиля жизни и т. д. Развитие и профессионализация на протяжении жизненного пути отражаются в возрастных периодах, в стадиях (этапах) жизнедеятельности человека, зависит от жизненных противоречий между требованиями общества и стремлением самой личности к развитию и самореализации, планами и их исполнением, социализацией и индивидуализацией личности и т. д. Место профессионализации в жизненном пути личности — это этап трудового пути (профессиональный путь, трудовая биография, творческий путь личности);
в-четвёртых, как форму активности личности, которая в пси-хологии рассматривается в соотношении с деятельностью, выступая как динамическое условие её становления и динамическое условие её собственного движения. Н. А. Бернштейн отмечал, что активность человека — это процесс моделирования потребного будущего и целенаправленного его достижения в ходе воздействия на себя и на окружающие условия. Профессионализация как форма активности имеет свою структуру, которая включает мотивы профессионализации, её цели, представления о программе реализации этого процесса, информационную основу трудовой деятельности, принятие решения на этапах этого процесса, контрольные операции по проверке принятых решений. Таким образом, профессионализация — это функция личности и общества, а оценка продуктивности этого процесса проводится по социальным и личностным показателям эффективности деятельности и развития субъекта труда.
Процесс профессионализации начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации : 1) поиск и выбор профессии; 2) освоение профессии; 3) социальная и профессиональная адаптация; 4) выполнение профессиональной деятельности. На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются её цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к её требованиям, то на последующих он может стремиться изменить её содержание и условия (Т. В. Кудрявцев, 1986).
Неотъемлемой частью профессионализации личности является профессиональное развитие. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание (Ю. П. Поваренков, 1991). Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития (См. В. Н. Дружинин, 2000).
Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональное развитие как наиболее общий процесс, поэтому считает оправданным распространить его методологические основания на частные проявления: профессиональное становление и профессионализацию человека.
Профессиональное развитие - это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. Объектом развития выступает субъект деятельности. Факторами, детерминирующими его развитие, являются социально-экономическая ситуация и ведущая деятельность, вначале учебно-профессиональная, затем профессионально-образовательная и наконец профессиональная. Профессиональное развитие человека происходит при его взаимодействии с миром профессий (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 2005).
Согласно концепции профессионального развития личности, основным психологическим условием профессионального развития является повышение уровня самосознания, а психологическими факторами развития личности являются интегральные характеристики: направленность, компетентность, гибкость.
Существенное место в ряду основополагающих понятий психологии профессий занимает термин «профессионализм». Если в философско-социологической литературе профессионализм рассматривается как высшая степень совершенства, которую достигает человек в своей деятельности, самый высокий уровень мастерства (См. В. Г. Игнатьев и др., 2002, то в психологии труда под профессионализмом понимается не только высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и определённая системная организация сознания и психики человека (Е. А. Климов, 2003). Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк (2005) определяют профессионализм как интегральное качество (новообразование) субъекта труда, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных заданий, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессиональной самоактуализации.
Согласно А. Р. Фонарёву (2005, главной особенностью такого уровня профессионализма, когда человек становится профессионалом, является то, что здесь происходит выход субъекта за пределы своего профессионального труда и освоение смежных областей деятельности. В этом случае субъект начинает обладать универсальными способностями, позволяющими ему выполнять одинаково успешно многие виды деятельности. То, что является главными чертами, определяющими исполнителей и специалистов, а именно: владение определёнными знаниями, умениями и навыками, а также обладание необходимыми личностными особенностями, - здесь является лишь средством развития сущностных сил реализации своей миссии, своего предназначения.
И. А. Арендачук (2008) рассматривает профессионализм как системное свойство субъекта, сформированное в процессе развития его индивидуально-психических особенностей и становления профессионально-обусловленных качеств, обеспечивающее успешное осуществление профессиональной деятельности на основе осознанной саморегуляции в соответствии с существующими в обществе стандартами и объективными требованиями и ведущее к саморазвитию и самореализации личности в профессии. При этом профессионализм представляется как система, состоящая из двух иерархически организованных уровней - субъектного и деятельностного, которые, в свою очередь, также представляют системные образования, имеющие горизонтальную структуру. В структуре уровня «Субъект профессиональной деятельности» вы-делены:
- подсистема индивидуально-психических особенностей человека (как индивида и личности, включающих в себя индивидуально-типические свойства, особенности когнитивных, регулятивных и коммуникативных процессов психики, а также мотивационно-потребностной сферы личности, на основе которых формируются профессиональные способности;
- подсистема профессионально обусловленных свойств человека (сформированных в процессе профессионализации, основными компонентами которой являются профессиональные интересы и направленность; профессиональное самосознание; профессионально обусловленное мировоззрение и культура; профессиональная компетентность, профессиональное мастерство и опыт; профессиональная мотивация.
При этом субъект, воспринимая воздействия со стороны про-фессиональной и социальной среды, развивает в соответствии со своими индивидуально-психическими особенностями свойства, необходимые ему в профессиональной деятельности. Степень данного соответствия анализируется и корректируется в процессе становления профессиональной идентичности и формирования профессионально-личностной Я-концепции (И. А. Арендачук, 2008).
Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осу-ществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 2005).
Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационный уровень и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста, его про-фессиональное и личностное самосовершенствование.