Приложение МААМ

Психология как профессия с высоким уровнем профессиональной самоактуализации

Александр Владимирович Гришин
Психология как профессия с высоким уровнем профессиональной самоактуализации
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы более чётко и основательно понятийный аппарат психологии профессий разработан Э. Ф. Зеером. По его мнению, центральной категорией, отражающей сущность взаимо-действия человека и профессии, является профессиональное развитие, которое в психологии рассматривается как фундаментальный процесс изменения человека, как объяснительный принцип становления профессионализма и как ценность профессионального сообщества. Профессиональное развитие обычно отождествляют с прогрессивным изменением человека: созреванием, формированием, саморазвитием, самосовершенствованием (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 2005).

Публикация «Психология как профессия с высоким уровнем профессиональной самоактуализации» размещена в разделах

Изменение личности в процессе освоения мира профессий отражается в понятии «профессиональное становление», которое характеризует индивидуально своеобразный путь (траекторию) личности с начала формирования представлений о профессиях и профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии.

Важной частью длительного процесса профессионального становления личности является профессионализация - «формообразование» субъекта, адекватного содержанию и требованиям профессиональной деятельности.

Профессионализация, по В. Н. Дружинину, — это формирование специфических видов трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих, обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда. По мнению В. Н. Дружинина (2000, профессионализацию субъекта труда следует рассматривать в четырё х направлениях:

во-первых, как процесс его социализации — усвоения индивидом социальных норм, преобразования социального опыта в собственные профессионально ориентированные установки, интересы, ценности, принятия социальной роли, общественной задачи, вхождения в социальную среду и приспособления к ней и т. д. ;

во-вторых, как процесс развития личности, т. е. как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Его психическое развитие отражает законы и программы онтогенеза и филогенеза, проявляется в возрастной периодизации, зависит от уровня его активности и характера основной деятельности (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, ЛИ. Анцыферова, J1.C. Выготский и др.). Профессиональное развитие заключается в формировании у человека прежде всего профессиональных способностей и мотивов труда, соответствующих требованиям деятельности, и зависит от содержания трудового процесса, условий его реализации, особенностей профессиональной карьеры и т. д. ;

в-третьих, как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в ходе которой профессионализация обусловливается процессами самопознания, саморегуляции, самоконтроля и самооценки личности, влиянием событийно-биографических факторов — действий, поступков, решений, — жизненного опыта, стиля жизни и т. д. Развитие и профессионализация на протяжении жизненного пути отражаются в возрастных периодах, в стадиях (этапах) жизнедеятельности человека, зависит от жизненных противоречий между требованиями общества и стремлением самой личности к развитию и самореализации, планами и их исполнением, социализацией и индивидуализацией личности и т. д. Место профессионализации в жизненном пути личности — это этап трудового пути (профессиональный путь, трудовая биография, творческий путь личности);

в-четвёртых, как форму активности личности, которая в пси-хологии рассматривается в соотношении с деятельностью, выступая как динамическое условие её становления и динамическое условие её собственного движения. Н. А. Бернштейн отмечал, что активность человека — это процесс моделирования потребного будущего и целенаправленного его достижения в ходе воздействия на себя и на окружающие условия. Профессионализация как форма активности имеет свою структуру, которая включает мотивы профессионализации, её цели, представления о программе реализации этого процесса, информационную основу трудовой деятельности, принятие решения на этапах этого процесса, контрольные операции по проверке принятых решений. Таким образом, профессионализация — это функция личности и общества, а оценка продуктивности этого процесса проводится по социальным и личностным показателям эффективности деятельности и развития субъекта труда.

Процесс профессионализации начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации : 1) поиск и выбор профессии; 2) освоение профессии; 3) социальная и профессиональная адаптация; 4) выполнение профессиональной деятельности. На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются её цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к её требованиям, то на последующих он может стремиться изменить её содержание и условия (Т. В. Кудрявцев, 1986).

Неотъемлемой частью профессионализации личности является профессиональное развитие. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание (Ю. П. Поваренков, 1991). Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития (См. В. Н. Дружинин, 2000).

Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональное развитие как наиболее общий процесс, поэтому считает оправданным распространить его методологические основания на частные проявления: профессиональное становление и профессионализацию человека.

Профессиональное развитие - это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. Объектом развития выступает субъект деятельности. Факторами, детерминирующими его развитие, являются социально-экономическая ситуация и ведущая деятельность, вначале учебно-профессиональная, затем профессионально-образовательная и наконец профессиональная. Профессиональное развитие человека происходит при его взаимодействии с миром профессий (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 2005).

Согласно концепции профессионального развития личности, основным психологическим условием профессионального развития является повышение уровня самосознания, а психологическими факторами развития личности являются интегральные характеристики: направленность, компетентность, гибкость.

Существенное место в ряду основополагающих понятий психологии профессий занимает термин «профессионализм». Если в философско-социологической литературе профессионализм рассматривается как высшая степень совершенства, которую достигает человек в своей деятельности, самый высокий уровень мастерства (См. В. Г. Игнатьев и др., 2002, то в психологии труда под профессионализмом понимается не только высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и определённая системная организация сознания и психики человека (Е. А. Климов, 2003). Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк (2005) определяют профессионализм как интегральное качество (новообразование) субъекта труда, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных заданий, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессиональной самоактуализации.

Согласно А. Р. Фонарёву (2005, главной особенностью такого уровня профессионализма, когда человек становится профессионалом, является то, что здесь происходит выход субъекта за пределы своего профессионального труда и освоение смежных областей деятельности. В этом случае субъект начинает обладать универсальными способностями, позволяющими ему выполнять одинаково успешно многие виды деятельности. То, что является главными чертами, определяющими исполнителей и специалистов, а именно: владение определёнными знаниями, умениями и навыками, а также обладание необходимыми личностными особенностями, - здесь является лишь средством развития сущностных сил реализации своей миссии, своего предназначения.

И. А. Арендачук (2008) рассматривает профессионализм как системное свойство субъекта, сформированное в процессе развития его индивидуально-психических особенностей и становления профессионально-обусловленных качеств, обеспечивающее успешное осуществление профессиональной деятельности на основе осознанной саморегуляции в соответствии с существующими в обществе стандартами и объективными требованиями и ведущее к саморазвитию и самореализации личности в профессии. При этом профессионализм представляется как система, состоящая из двух иерархически организованных уровней - субъектного и деятельностного, которые, в свою очередь, также представляют системные образования, имеющие горизонтальную структуру. В структуре уровня «Субъект профессиональной деятельности» вы-делены:

- подсистема индивидуально-психических особенностей человека (как индивида и личности, включающих в себя индивидуально-типические свойства, особенности когнитивных, регулятивных и коммуникативных процессов психики, а также мотивационно-потребностной сферы личности, на основе которых формируются профессиональные способности;

- подсистема профессионально обусловленных свойств человека (сформированных в процессе профессионализации, основными компонентами которой являются профессиональные интересы и направленность; профессиональное самосознание; профессионально обусловленное мировоззрение и культура; профессиональная компетентность, профессиональное мастерство и опыт; профессиональная мотивация.

При этом субъект, воспринимая воздействия со стороны про-фессиональной и социальной среды, развивает в соответствии со своими индивидуально-психическими особенностями свойства, необходимые ему в профессиональной деятельности. Степень данного соответствия анализируется и корректируется в процессе становления профессиональной идентичности и формирования профессионально-личностной Я-концепции (И. А. Арендачук, 2008).

Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осу-ществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 2005).

Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационный уровень и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста, его про-фессиональное и личностное самосовершенствование.

Публикации по теме:

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Консультация для родителей «Психология подростка. Кризис 14 лет: не сломать и не сломаться» .Этот первый год, эти несколько пеленочных месяцев кажутся вечностью. Так будет всегда: купать, стирать, пеленать, вставать ночью, болезни,.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Профессия воспитателя — профессия публичная. Демонстрация своего опыта работы с воспитанниками.Профессия воспитателя — профессия публичная. Демонстрация своего опыта работы с воспитанниками. Так сложилось, что наша профессия воспитателя - профессия публичная. В понятие публичности я вкладываю много значений. Например, одно.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Конспект развивающего занятия «ПсихологиЯ» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект развивающего занятия «ПсихологиЯ» для детей старшего дошкольного возраста Развивающее занятие «Страна ПСИХОЛОГиЯ» для детей старшей группы Цель: психологическое сопровождение развития ребёнка дошкольного возраста.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психология как профессия с высоким уровнем профессиональной самоактуализации
Опубликовано: 29 мая 2024 в 11:42
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психология как профессия с высоким уровнем профессиональной самоактуализации» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД