Мишнёва Тамара
Психологическое занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Тропинка к своему я» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие на кустовом методическом объединении
Рекомендации по проведению:
Занятие рекомендуется проводить не однократно, а циклом занятий.
Условия реализации:
• Форма занятия - групповая (6-8 детей)
• Возраст детей - 5,6 лет
• Время проведения - вторая половина дня
• Помещение - условия проведения занятия требует наличия просторного помещения.
Методы и средства оценки результативности – основано, на рефлексии самих детей.
Тема:
Публикация «Психологическое занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников „Тропинка к своему я“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
«Тропинка к своему я»
Цель: Развитие умения анализировать свои чувства, посредством коммуникативных навыков и развития эмпатии.
Программное содержание:
• Развить чувства доверия.
• Повысить уровень рефлексии и эмоциональной децентрации.
• Обучить навыкам преодоления страхов.
• Устранить неэффективное психологическое напряжение.
• Сформировать положительный образ Я и самооценку.
• Обучить навыкам эффективного взаимодействия друг с другом (научить договариваться, уступать, сотрудничать, оценить свое достоинство).
Принципы для педагога: поощрять позитивные форм активности (творчество, инициативу, поддерживать, хвалить и т. п.
Ход занятия
Зал разбит на четыре рабочие зоны – (1 я. Зона - стоят детские стульчики полукругом на количество детей – атмосфера грусти; 2 я. зона - ширма с грустными иллюстрациями; 3 я. – зона, ширма с черным материалом и отрицательными сказочными героями, центр воды и песка, рисунки за раннее нарисованные детьми – атмосфера страха; 3 я. Зона – ширма украшенная яркими шарами, цветами, красками на ширме сидит кукла «клоун» - атмосфера радости).
Психолог с детьми заходит в зал под медленную спокойную музыку, присаживаются в полукруг на стулья.
Психолог: Ребята, сегодня мы узнаем, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным и наши привычные вещи могут становиться, совсем другими «веселыми и грустными, удивленными и спокойными, злыми и добрыми, страшными и радостными. Этот мир, называется «Миром чувств».
- А вы знаете, какие, бывают чувства? ответы детей (Да, нет)
- Посмотрите это пиктограммы, на них изображены различные чувства (работа с пиктограммами)
- Чувство стыда. Чувство злости, безразличия, усталости, удовольствия (психолог показывает пиктограммы эмоций). А вам когда-нибудь приходилось, испытывать эти чувства?
- Человек может испытывать разные чувства, их называют еще настроением.
- А вы хотите, познакомится с этим миром чувств? (да). Тогда отправляемся туда на волшебном облаке! (Берет облако – белый воздушный шарик в виде облака).
Психолог - По небу плыли облака, А я на них смотрела.
И два похожих облачка найти я захотела.
Я долго всматривалась ввысь, И даже щурила глаза.
А что увидела тогда, вам расскажу сейчас.
Вот облачко веселое, Смеется надо мной:
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной! Я тоже посмеялась с ним:
Мне весело с тобой! И долго-долго облачку,
Махала в след рукой.
(Н. Екимова)
Психолог - Беритесь ребята крепко за руки и отправляемся в путь. (Играет грустная музыка, идут за психологом паровозиком)
Мир грусти - на ширме разложены и приклеены грустные фотографии и картинки.
Психолог - Вставайте ребята на линию (обозначена цветным скотчем).
А вот другое облачко, Расстроилось всерьез.
Его от мамы ветерок, Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками, расплакалось оно
И стало грустно-грустно так, А вовсе не смешно.
(Н. Екимова)
- Как вы думаете, куда мы попали в мир, какого чувства? (ответы)
- Посмотрите, какие здесь у всех лица? (грустные, печальные и т. п.)
- Да ребята это мир грусти.
- А вам бывает грустно? (да)
- А когда вам бывает грустно (передают грустный смайлик).
- Тебе когда бывает грустно?
- «А мне бывает грустно когда»….
Упражнение «Кукла грустит»
Цель: Снятие психомышечного напряжения
- Представьте что мы куклы. Выпрямите спины, ваше тело напряжено, Кукла загрустила. Загрустили кисти рук (расслабляем кисти рук, локти (расслабляют локти, вся кукла (туловище сгибают пополам, расслабленно покачивают в разные стороны). Выпрямились, напрягитесь, кисти, руки, вся кукла (так три раза)
Психолог - Молодцы опустите руки.
- Ребята а что нужно, чтобы человек перестал грустить? (ответы)
- Правильно ребята, нужно развеселить или сделать, что то доброе и приятное.
- Летим дальше? Беритесь крепко за руки (идут паровозиком).
Играет страшная музыка «Мир страха» - стоит центр воды и песка, на черной ширме развешаны отрицательные герои, на столе лежат заранее нарисованные детьми рисунки страха (чего они боятся).
Психолог - А вдруг по небу грозное «страшилище» летит
И кулаком громадным Сердито мне грозит.
Ох, испугалась я друзья, но ветер мне помог
Так дунул, что «страшилище». Пустилось наутек.
Психолог - Давайте дунем ребята (дуют, еще раз сильнее.
- Как вы думаете в мир, какого чувства мы попали? (страха)
- А вам бывает страшно? (ответы). А когда вам бывает страшно? (передают смайлик страха)
- Мне тоже бывает страшно.
- Но я научилась справляться со своим страхом. И у вас есть силы, чтобы победить его.
- Хотите, я научу вас как? (да)
- Первый шаг к победе над страхом вы уже сделали (на контейнере с песком лежат рисунки детей за ранее нарисованные детьми, вы его нарисовали. Берите каждый свой рисунок. Покажите всем. Посмотрите ребята у всех страх разный.
- Давайте разорвем его на мелкие, мелкие кусочки, положим все кусочки в мусорный мешок и крепко завяжем.
- Теперь мы его закопаем (открывает контейнер, чтобы он больше никогда к нам не возвращался. И скажем все вместе три раза «Страх уходи» (закапывают в песок, руки вытирают влажными салфетками, салфетки лежат на контейнере с песком)
- Молодцы ребята так вы можете справиться с любым страхом.
- И научитесь никогда ничего не бояться.
- Полетели дальше. Беритесь крепко за руки (играет веселая музыка, идут паровозиком).
Мир радости, украшенный разными шарами, веселыми игрушками и т. п. - атмосфера радости.
Психолог - Ребята мы попали в гости к необычному человечку, он живет в мире добра и приносит людям радость и веселье.
- Как вы думаете кто это? (ответы)
- Правильно клоун.
- Ребята клоун пришел к нам не просто так, у него случилась беда. У клоуна пропала радость, он совсем загрустил и он просит нас помочь ему, вернуть веселье, чтобы он мог дарить радость другим.
- Поможем?
- Тогда возьмитесь крепко за руки и отправляемся на помощь (идут под музыку к столу за раннее приготовленном, на столе лежат пиктограммы разных настроений и вырезанные из картона головы клоунов без частей лица) (встают возле стола)
- Давайте вспомним, какое лицо у веселого человека? (ответы детей) - Да, прищуренные глаза, уголки губ подняты вверх, человек улыбается.
- А теперь выберите себе друга и встаньте возле своего клоуна (разделить детей по двое, для работы в паре). В тарелочке из разных частей лица найдите те, которые будут подходить веселому и радостному клоуну, и приклейте их (под веселую музыку выполняют задание, психолог помогает, если дети не справляются).
- Все справились? Молодцы. Посмотрите, какие они, получилось ли вернуть им радость? (да)
- Давайте отнесем их в мир радости. Беритесь крепко за руки (играет музыка, возвращаемся обратно (рассаживаются).
- Ребята, а как можно подарить человеку радость, кто знает? (ответы со смайликом)
- Давайте друг другу тоже подарим кусочек радости, возьмитесь за руки (играет музыка ручья).
Релаксация
- Расслабьтесь. Кто хочет, может закрыть глазки. Представьте, как внутри у каждого поселился добрый, веселый, озорной ручеек. Водичка в ручейке была светлая, чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленький и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем, представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши руки переливается друг другу по кругу и передает нам радость. Пауза. Почувствовали. Опустите руки.
Психолог - Посмотрите ребята, как богат мир чувств, каждый человек может испытывать разные чувства. Он может грустить, он может испытывать чувство страха, человек может злиться, удивляться, испытывать недовольство, еще он может быть равнодушным. Но самое приятные и хорошие чувства: это чувство радости, веселья, счастья.
- А вам какое понравилось чувство больше? (Ориентироваться по ответам детей)
- Давайте сейчас наберем, полную корзину радости (имитация, глубокий вдох, и на волшебном шаре отвезем ее в группу и со всеми поделимся.
- Беритесь за руки, делаем глубокий вдох, набираем корзину и отправляемся (играет веселая музыка, уходят).