Нина Иванова
Психологическое занятие по формированию жизнестойкости учащихся 7 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Жизнестойкость как качество успешной личности»
Цель: формирование позитивного восприятия реальности.
Задачи:
учить ребят находить положительное во всех жизненных ситуациях;
обучить приёмам борьбы со стрессом;
повышать мотивацию достижения успеха.
Оборудование:
фраза на бумаге «Выстоять нельзя упасть»
газеты
мягкая игрушка
рисунок «Чёрное-белое»
Ход занятия
1. Приветствие.
Упражнение «Я люблю… Я могу… Я хочу…»
Цель:
Темочки:
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- диагностический аспект (информация о желаниях, предпочтениях, эмоциональном состоянии детей);
-включение в работу.
Участники передают из рук в руки мягкую игрушку, заканчивая фразу «Я люблю… Я могу… Я хочу…»
Упражнение «Каждой руке своё дело»
Цель: активизация мыслительных процессов, наглядно-действенного мышления.
Участники одновременно в течение 2-х минут левой рукой пишут цифры, левой зарисовывают геометрические фигуры; далее, левой рукой перелистывают книгу и запоминают иллюстрации, правой пишут простые слова.
2. Основная часть занятия.
1. Психолог : - Предлагаю вам поиграть. Закройте глаза. Представьте, что вы идёте по лесу. Вокруг деревья, поют птицы… Вам легко и хорошо… Вы просто гуляете… Не заметили, как стало смеркаться. Надо возвращаться. Вы поворачиваете назад… Идёте… Уже прошли достаточно много времени, а края леса не видно. Вы понимаете, что заблудились! Темнеет, становится прохладно. Что вы испытываете? (ответьте, не открывая глаза). А что дальше будете делать? (с закрытыми глазами найдите «выход из леса», откройте глаза).
- Что вы испытали, когда заблудились? Какие чувства у вас вызвал вечерний лес?
- Состояние, пережитое в этот момент, это – стресс. Стресс – негативное самочувствие, подавленное настроение или, наоборот, повышенная возбудимость (агрессия, гнев).
- На какие действия подтолкнула эта ситуация?
- У стресса две стороны: позитивная (мобилизация сил, поиск новых решений и т. д.) и негативная (волнение, рассеянность, тревога).
- Согласны ли вы, что стресс – это норма жизни? Почему?
2. Предлагается рассмотреть рисунок «Чёрное-белое»
-Что вы видите? (изображен квадрат прозрачный посередине точка)
-На самом деле — это белое пространство, а на нём чёрная точка. Так и в жизни, зачастую мы видим негатив, а положительное не замечаем. Важно научиться различать хорошее в людях, событиях, акцентировать внимание на плюсах жизни.
3.-Давайте подумаем, что нам мешает в жизни (достигать успеха, строить отношения, реализовываться, а что помогает.
Задание: заполнить таблицу, записав свои качества, способности и т. д. :
Что мне мешает… Что мне помогает…
4.-Как вы справляетесь с плохим настроением, с напряжённым состоянием?
-А теперь рассмотрим способы снятия стрессового напряжения (занятия спортом и физическими упражнениями; любые манипуляции с водой (мытьё посуды или пола, стирка и т. д.); рисование или штриховка; танцы).
3. Практическая часть занятия.
-Чтобы в будущем использовать приёмы борьбы со стрессовым состоянием, сейчас мы с вами будем этому учиться:
- чередование громких и тихих звуков (хором вслух группа произносит любые слоги);
- звуковая гимнастика «хх-а» (на счёт «1-2-3-4-5» через нос медленно вдыхается воздух; «5-6» - задержать дыхание»; «8-9-10» - резко выдохнуть; повторить 3 раза);
- «снежки» : (газеты сминаются, группа делится на две команды; задача команд – перекидывать «снежки» на противоположную сторону, чтобы «снежков» оставалось как можно меньше).
- Следующее упражнение следует выполнять каждое утро.
Упражнение «Улыбка» (создание «искусственно» хорошего настроения). Необходимо перед зеркалом улыбаться самому себе в течение 2-3 минут. В этот момент задействованы носогубные мышцы, которые вырабатывают гормон эндорфин – гормон радости.
На основании полученных сведений следует выполнить задание: во фразе «Выстоять нельзя упасть» поставить знак препинания (запятую).
4. Завершение занятия.
Упражнение «Карусель пожеланий».
Участники на листе пишут пожелание себе, затем передают соседу слева и дописывают фразу, которая там уже имеется, и т. д. ; т. о., к «владельцу» лист возвращается с пожеланиями от других членов группы.