Светлана Солодова
Психологическое занятие для 3–4 классов «В музее сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепление живой связи поколений.
2. Развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, музыка, раскраски.
С-1
Психолог.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Это не урок математики, и не урок английского языка, но нам все равно понадобится быстрота и ловкость мышления, смекалка и сообразительность. По- этому давайте сделаем гимнастику для ума.
С-2
Публикация «Психологическое занятие для 3–4 классов „В музее сказок“» размещена в разделах
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Разминка для мозга. Логические задачи.
А теперь, давайте улыбнемся друг другу! Все дети, по очереди улыбаются друг другу.
Спасибо, ребята за ваши улыбки.
С-3
Сегодня я вас приглашаю в музей сказок. А что же такое музей? Говорят дети….
Музей – научно-исследовательское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию естественной истории, материальной и духовной культуры.
А как же правильно вести себя в музее? Говорят дети….
Молодцы!
С-4
Приглашаю вас в первый зал «Русские народные сказки».
С-5
Психолог : Ребята, нам нужно ответить на несколько вопросов. И предлагаю вам викторину «Лучший знаток сказок». Для этого вы должны внимательно слушать и правильно отгадать автора, название или героя сказки.
1. Какими словами Иванушка кликал Сивку-бурку?
(«Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мною, как лист перед травою!»).
2. Какие слова необходимо было произнести Емеле, чтобы его желания исполнялись?
(«По щучьему веленью, по моему хотенью!»).
3. Какие слова произносили герои, обращаясь к избушке на курьих ножках?
(«Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!»).
4. В какой сказке малыш не только спас своих старых родителей от злого барина, а и помог им разбогатеть?
(Мальчик с пальчик)
5. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
гуси-лебеди
6. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
в козлёночка
7. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
вёдра
8. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
от злой мачехи
9. Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества?
Гусли.
10. Каким ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок?
Батюшка.
11. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?
Пир.
12. Какое самое популярное число в русских народных сказках?
Три.
Молодцы ребята!
А теперь назовите как можно больше названий русских народных сказок….
Молодцы ребята!
С-6
Психолог :
Ребята, мы в вами продолжаем прогулку по нашему музею сказок, и мы уже во втором зале- это зал необычностей.
Хочу обратить ваше внимание, оказывается в русском народном творчестве кроме традиционных сказок, которые мы с вами привыкли читать, например «Колобок», «Гуси-лебеди», «Иван Царевич и серый волк» и многие, многие другие еще существуют русские народные короткие смешные сказки для детей. Эти сказки не простые. Раньше на Руси дети докучали друг другу такими вот сказками. Отсюда и название сказок — «докучные».
Посмотрите, какие они забавные!
Сказка про белого бычка.
-Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
-Скажи.
-Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
-Скажи.
-Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
…И так без конца.
Весело, но не забывайте, пожалуйста, что всему есть мера!
С-7
Третий зал – «Сказочные герои».
Посмотрите на слайд и назовите сказочных героев. Говорят дети…
А теперь назовите героев, которых нет на этом слайде…Говорят дети.
С-8
Четвертый зал нашего музея – «Волшебный сад».
И мы сейчас пройдем по дорожкам сказочного сада, полюбуемся деревьями, растущими здесь.
Вы обратили внимание на то, что основные деревья в нашем саду – это яблоньки с золотыми яблоками и могучие красавцы – дубы.
И это не случайно, ведь во многих сказках любимое дерево русского народа – яблонька или дуб.
В нашей стране яблоня – самое главное плодовое дерево. Яблочным краем по праву считается средняя полоса России. Известно, что яблоко – одно из самых первых фруктов, которое люди стали выращивать сами.
Дубы – производят впечатление силы и мощи. Это очень величественное дерево: пышная, кудрявая крона, извилистые сучья, темно-серый ствол, покрытый корой с глубокими трещинами. Это высокие до 55 метров деревья с толстыми стволами. И в средней полосе России нет деревьев, которые превосходили их размерами.
Во многих русских сказках эти вековые богатыри (их возраст может достигать 1000 и более лет) делились с людьми мудростью и силой. Считается, что в дубовом лесу хорошо чувствуют себя утомленные и ослабленные люди.
Оказывается, первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках поселений древнего человека найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5-ти тысяч лет назад.
В народной медицине дубовым листом и корой лечили раны. А при простуде парились дубовым веником в русской бане.
А в каких сказках описываются яблони и дубы? Говорят дети….
С-9
Гимнастика «Перекрестные шаги….»
Упражнение «Дополни имя сказочного героя»
1. Кощей — (Бессмертный).
2. Сестрица — (Аленушка).
3. Иван — (Царевич).
4. Емеля — (Дурачок).
5. Елена — (Прекрасная).
6. Братец — (Иванушка).
7. Змей — (Горыныч).
8. Крошечка — (Хаврошечка).
9. Сивка- (Бурка)
10. Тугарин- (Змей)
Отлично знаете сказочных героев!
С-10
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба межу добром и злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой Ягой.
Что же помогает героям сказок одерживать победы : хитрость, коварство, а может быть, обман? Конечно ни то, ни другое, ни третье. Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за слабых и угнетенных, крестьянину помогает его житейская мудрость и смекалка, а крестьянской дочери Василисе Прекрасной - ее мягкий нрав, трудолюбие, умение делать все быстро да споро.
И мы с вами переходим в следующий зал- Сказочные поступки
Какие поступки в народных сказках вам, ребята запомнились? Говорят дети….
А какие черты характера им понадобились? Говорят дети….
Молодцы, ребята!
Упражнение «Отгадай адресата»
Ребята к нам пришли телеграммы, но отправители этих телеграмм забыли подписаться. Подумайте и скажите, кто из сказочных героев мог послать такую телеграмму?
1. Сделала всю работу по дому, спешу на бал. По дороге заеду к вам. (Золушка.)
2. Пошел короткой дорогой, скоро буду у вас. (Серый Волк.)
3. Спасите! Нас похитили пираты! Без нас гибнут звери! (Доктор Айболит.)
4. Нашла братца, очень рада. Ждите в гости. (Герда.)
5. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи… (Царица из сказки о мертвой царевне и семи богатырях)
6. У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда. (К. Чуковский «Телефон».)
7. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица! (К. Чуковский «Доктор Айболит».)
Молодцы, все отгадали.
С-11
Следующий зал- зал авторской сказки.
Что такое авторская сказка? Говорят дети… Назовите их….
Чем они похожи с народными….Чем различаются?.
Молодцы, ребята!
С-12
Наше прогулка по музею сказок заканчивается и мы переходим в последний зал– зал мудрости.
Ребята, что такое мудрость? Говорят дети…
Мудрость- это высшее, целостное, духовнопрактическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины.
Л. Н. Толстой определяет Мудрость как «знание вечных истин, приложимых к жизни»,
Существуют такие короткие сказки, которые называются притчи.
Притча – это небольшое повествовательное произведение, содержащее религиозное или моральное поучение. Близка к басне. Цель притчи- не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления.
Послушайте одну такую притчу.
С-13
Притча СВЕТЛЯЧОК
Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Глупый светлячок не понимал, что это всё потому, что он обладал очень необычным свойством: он переливался всеми цветами радуги как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком.
Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже, за ним третий, четвёртый и т. д., а зачем – никто не знает, просто это престижно.
А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь.
Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию, и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. К его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил всё-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался) :
– Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
– Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
– Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал.
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
– Что случилось? Я так по тебе соскучился.
– А разве ты не видишь?
– Нет, – честно ответил мальчик.
– Ну, и ладно, – сказал светлячок.
– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– Что? – удивился светлячок.
– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву. Вот бы хоть разок взглянуть на это.
И только тут светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
– Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
– А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
Рефлексия.
Ребята, о чем эта история? Чему она учит? Как она может помочь в реальной жизни?
Дорогие ребята, мы заканчиваем наш поход по музею сказок. Вам было интересно? Что нового узнали?
Спасибо за работу!