МААМ-картинки

Психологическое сопровождение заикающихся дошкольников в детском саду

Елена Рябченко
Психологическое сопровождение заикающихся дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Речь является одной из самых важных психических функций личности. Изученный онтогенез речи в детском возрасте демонстрирует свою главную роль в психическом развитии дошкольника, ведь именно благодаря речевой деятельности формируются такие психические процессы, как мышление, когнитивные способности и личностные особенности ребёнка. Из-за своей функциональной необходимости, речь больше других компонентов психики подвергается воздействию неблагоприятных факторов и условий в период своего интенсивного развития. Такие проблемы, как: увеличение эмоциональных перегрузок, запретов на проявление отрицательных эмоций, недостаточное внимание к рефлексии эмоциональных проявлений ребёнка, проблемы семейного характера и т. д., способствуют увеличению тревожности и эмоционального напряжения у дошкольников. А это, в свою очередь, может приводить к появлению нервно-психических расстройств и к общему снижению иммунитета. Как следствие, в настоящее время мы наблюдаем картину повышения роста численности детей с различными нарушениями речи и недоразвитием связанных с ней других психических процессов.

Публикация «Психологическое сопровождение заикающихся дошкольников в детском саду» размещена в разделах

В частности, сейчас продолжает возрастать количество детей с заиканием.

В дошкольном возрасте заикание ребёнка является важной проблемой. Чаще всего данное речевое нарушение возникает в период сенситивного развития (с 2-ух до 6-ти лет, и это обстоятельство заметно осложняет коммуникацию дошкольника со сверстниками и взрослыми, искажает развитие личностных черт и затрудняет социальную адаптацию.

Не стоит также забывать, что заикание непосредственно воздействует не только на психические процессы. Среди проблем, связанных с эмоциональной сферой, психологи отмечают проявления инфантильности (эмоциональной незрелости, затруднённую саморегуляцию деятельности, повышение утомляемости из-за чрезмерной истощаемости при нормальной интеллектуальной и физической нагрузке.

От времени, прошедшего с момента возникновения заикания, зависит и степень его тяжести. Так, если данное речевое нарушение оставлять без внимания в течение нескольких лет, заикание грозит перерасти в стойкий дефект речи, который может повлечь за собой отрицательные изменения в психической деятельности дошкольника, привести к болезненным переживаниям по поводу нарушения речи, к патологическому страху перед вербальным общением.

Психологическое сопровождение ребёнка с заиканием в условиях ДОУ проводится в нескольких направлениях. Эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими данное речевое нарушение, обусловлена совместной деятельностью всех специалистов, воспитателей и родителей, их тесным взаимодействием. Положительного эффекта можно добиться только при соблюдении условия единства.

В соответствии с этим условием, можно определить основные пункты деятельности педагога-психолога в процессе сопровождения дошкольников в группах детей с ТНР (заиканием) :

психологическое сопровождение развития и воспитания детей;

психологическое сопровождение воспитателей и специалистов;

психологическое сопровождение родителей.

К основным направлениям работы педагога-психолога с заикающимися детьми относятся следующие:

1. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе проведения занятий по программе «Развитие эмоционального мира дошкольников».

2. Развитие коммуникативной сферы в процессе совместных игр и упражнений.

3. Развитие познавательной сферы с помощью нейроигр.

Систематическая работа в данных направлениях с привлечением других специалистов обеспечивает положительную динамику, заключающуюся в гармоничном развитии эмоционально-аффективной сферы дошкольников, повышения коммуникативных способностей и развития психических процессов. Впоследствии это создаст благоприятную почву для удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей.

Формы работы с детьми.

Коррекционно-развивающая работа заключалась во включении детей в систему игр и упражнений, которые были направлены на развитие коммуникативных способностей, эмоционально-аффективной сферы, психических процессов, а также на подготовку детей к школьному обучению. Все эти формы обязательно должны быть включены в образовательную и совместную деятельность всех специалистов. Также при необходимости (по результатам психологической диагностики, по запросу педагогов или родителей) проводились индивидуальные занятия с использованием элементов арт-терапиии песочной терапии, целью которых была гармонизация эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Формы работы с педагогами.

С педагогами и специалистами группы регулярно проводится консультативная работа, тренинговые занятия, совместные мероприятия педагога-психолога с воспитателями, презентации на темы, интересующие педагогов при работе с детьми, имеющими нарушение речи (заикание). Кроме того, эффект коррекционной работы повышается благодаря совместной подготовке воспитателей и педагога-психолога к тематическим встречам с родителями в родительском клубе.

Формы работы с родителями.

Взаимодействие с родителями осуществляется в следующих формах:

1. Родительский клуб.

2. Совместные занятия родителей и детей.

3. Выставки детского творчества.

4. Видеозал для родителей (мультимедийные презентации ознакомительного и обучающего характера).

5. Информационные стенды (с размещением афиш, поздравлений, благодарностей и т. д.).

Следует отметить, что работа психолога с родителями сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе по развитию коммуникативных умений, проводимой с детьми.

В рамках работы Родительского клуба с родителями проводятся практико-ориентированные занятия с элементами тренинга, которые способствуют обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи; созданию условий для общения и взаимодействия родителей в проблемно-игровой ситуации.

Эта работа с родителями очень актуальна, т. к. современные реалии таковы, что даже полная семья имеет очень ограниченное время, чтобы встретиться всем вместе.

Когда оба родителя сосредоточены большей частью на своей трудовой деятельности и на добывании денег, общение с ребенком превращается в пустую формальность. Дети чутко реагируют на подобный формализм, к нотациям вырабатывают иммунитет, все больше погружаясь в виртуальный мир, подчас с молчаливого согласия родителей. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности ребенка по преодолению логоневроза, но способствуют возникновению у него негативного поведения.

В работе с родителями важно использовать такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают настрой на доброжелательный разговор и подготовят к общению с ребенком с новых позиций.

Одной из эффективных и соответствующих вышеупомянутым задачам является технология проблемного обучения, в частности, технология экспериментирования. У китайского народа есть изречение: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

На этом же основана и технология экспериментирования. Исследовательская деятельность вызывает непроизвольный интерес не только у детей, но и у взрослых мам и пап. Без каких бы то ни было волевых усилий они практически самостоятельно могут найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» и совершить множество удивительных открытий.

Имеется в виду исследовательская деятельность в ходе социального экспериментирования и экспериментирования в области эмоций, которая решает задачи совершенствования коммуникативных навыков, апробации на участниках своего поведения, развития навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности и в ходе коллективного обсуждения.

Все используемые на родительских встречах игры-эксперименты просты в исполнении и не требуют сложного дорогостоящего оборудования. В этих экспериментах используются обычные предметы: карандаш продемонстрирует возможность оптимизировать эмоциональное состояние; карточка с нарисованными фигурами поможет осознать важность подбора правильных, точных слов в общении с ребенком; маленькие мячики помогут прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенка, начавшего посещать детский сад; лист бумаги с черной точкой будет способствовать принятию ребенка; карточка со словами и перестроение в две шеренги - осознанию отрицательных воздействий речевых высказываний на психическое здоровье ребенка; скатерть и мячик наглядно продемонстрируют необходимость слаженных усилий всех членов семьи в воспитании ребенка.

Благодаря проведению анкетирования родителей, можно сделать вывод о высокой эффективности проведения совместных тренинговых занятий с семьями. Это стало хорошей почвой для разработки цикла образовательно-игровых занятий для родителей будущих первоклассников. Данный цикл рассчитан на одну встречу в месяц. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Тематика встречи подбирается исходя из степени её актуальности на каждом конкретном коррекционном этапе. Также в течение учебного года проводились индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия для воспитателей; создана картотека игр, размещены статьи на актуальные темы в родительском уголке.

Данные мероприятия, как показала практика, способствовали повышению компетентности, теоретических знаний и практических умений у педагогов и родителей, что повысило результативность коррекционно-развивающей работы.

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька»Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька» Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения конкретной цели, она позволяет охватить детей и родителей группы и.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Консультация для педагогов «Уголок ПДД в детском саду — учим дошкольников ориентироваться на дороге»Консультация для педагогов «Уголок ПДД в детском саду — учим дошкольников ориентироваться на дороге» Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Сценарий праздника «Масленица» в детском саду для старших дошкольниковСценарий праздника «Масленица» в детском саду для старших дошкольников - 1-й скоморох: Эге-гей, собирайся, народ! Сегодня вас много интересного ждет! 2-й скоморох: Мы зовем к себе тех, Кто любит веселье.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт)Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт) Последнюю неделю мая наши педагоги решили посвятить экологическому воспитанию наших детей и выяснить, что узнали и чему научились ребята.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение заикающихся дошкольников в детском саду
Опубликовано: 18 мая 2022 в 11:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение заикающихся дошкольников в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рябченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД