Елена Рябченко
Психологическое сопровождение заикающихся дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ.
Речь является одной из самых важных психических функций личности. Изученный онтогенез речи в детском возрасте демонстрирует свою главную роль в психическом развитии дошкольника, ведь именно благодаря речевой деятельности формируются такие психические процессы, как мышление, когнитивные способности и личностные особенности ребёнка. Из-за своей функциональной необходимости, речь больше других компонентов психики подвергается воздействию неблагоприятных факторов и условий в период своего интенсивного развития. Такие проблемы, как: увеличение эмоциональных перегрузок, запретов на проявление отрицательных эмоций, недостаточное внимание к рефлексии эмоциональных проявлений ребёнка, проблемы семейного характера и т. д., способствуют увеличению тревожности и эмоционального напряжения у дошкольников. А это, в свою очередь, может приводить к появлению нервно-психических расстройств и к общему снижению иммунитета. Как следствие, в настоящее время мы наблюдаем картину повышения роста численности детей с различными нарушениями речи и недоразвитием связанных с ней других психических процессов.
Публикация «Психологическое сопровождение заикающихся дошкольников в детском саду» размещена в разделах
В частности, сейчас продолжает возрастать количество детей с заиканием.
В дошкольном возрасте заикание ребёнка является важной проблемой. Чаще всего данное речевое нарушение возникает в период сенситивного развития (с 2-ух до 6-ти лет, и это обстоятельство заметно осложняет коммуникацию дошкольника со сверстниками и взрослыми, искажает развитие личностных черт и затрудняет социальную адаптацию.
Не стоит также забывать, что заикание непосредственно воздействует не только на психические процессы. Среди проблем, связанных с эмоциональной сферой, психологи отмечают проявления инфантильности (эмоциональной незрелости, затруднённую саморегуляцию деятельности, повышение утомляемости из-за чрезмерной истощаемости при нормальной интеллектуальной и физической нагрузке.
От времени, прошедшего с момента возникновения заикания, зависит и степень его тяжести. Так, если данное речевое нарушение оставлять без внимания в течение нескольких лет, заикание грозит перерасти в стойкий дефект речи, который может повлечь за собой отрицательные изменения в психической деятельности дошкольника, привести к болезненным переживаниям по поводу нарушения речи, к патологическому страху перед вербальным общением.
Психологическое сопровождение ребёнка с заиканием в условиях ДОУ проводится в нескольких направлениях. Эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими данное речевое нарушение, обусловлена совместной деятельностью всех специалистов, воспитателей и родителей, их тесным взаимодействием. Положительного эффекта можно добиться только при соблюдении условия единства.
В соответствии с этим условием, можно определить основные пункты деятельности педагога-психолога в процессе сопровождения дошкольников в группах детей с ТНР (заиканием) :
–психологическое сопровождение развития и воспитания детей;
–психологическое сопровождение воспитателей и специалистов;
–психологическое сопровождение родителей.
К основным направлениям работы педагога-психолога с заикающимися детьми относятся следующие:
1. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе проведения занятий по программе «Развитие эмоционального мира дошкольников».
2. Развитие коммуникативной сферы в процессе совместных игр и упражнений.
3. Развитие познавательной сферы с помощью нейроигр.
Систематическая работа в данных направлениях с привлечением других специалистов обеспечивает положительную динамику, заключающуюся в гармоничном развитии эмоционально-аффективной сферы дошкольников, повышения коммуникативных способностей и развития психических процессов. Впоследствии это создаст благоприятную почву для удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей.
Формы работы с детьми.
Коррекционно-развивающая работа заключалась во включении детей в систему игр и упражнений, которые были направлены на развитие коммуникативных способностей, эмоционально-аффективной сферы, психических процессов, а также на подготовку детей к школьному обучению. Все эти формы обязательно должны быть включены в образовательную и совместную деятельность всех специалистов. Также при необходимости (по результатам психологической диагностики, по запросу педагогов или родителей) проводились индивидуальные занятия с использованием элементов арт-терапиии песочной терапии, целью которых была гармонизация эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Формы работы с педагогами.
С педагогами и специалистами группы регулярно проводится консультативная работа, тренинговые занятия, совместные мероприятия педагога-психолога с воспитателями, презентации на темы, интересующие педагогов при работе с детьми, имеющими нарушение речи (заикание). Кроме того, эффект коррекционной работы повышается благодаря совместной подготовке воспитателей и педагога-психолога к тематическим встречам с родителями в родительском клубе.
Формы работы с родителями.
Взаимодействие с родителями осуществляется в следующих формах:
1. Родительский клуб.
2. Совместные занятия родителей и детей.
3. Выставки детского творчества.
4. Видеозал для родителей (мультимедийные презентации ознакомительного и обучающего характера).
5. Информационные стенды (с размещением афиш, поздравлений, благодарностей и т. д.).
Следует отметить, что работа психолога с родителями сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе по развитию коммуникативных умений, проводимой с детьми.
В рамках работы Родительского клуба с родителями проводятся практико-ориентированные занятия с элементами тренинга, которые способствуют обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи; созданию условий для общения и взаимодействия родителей в проблемно-игровой ситуации.
Эта работа с родителями очень актуальна, т. к. современные реалии таковы, что даже полная семья имеет очень ограниченное время, чтобы встретиться всем вместе.
Когда оба родителя сосредоточены большей частью на своей трудовой деятельности и на добывании денег, общение с ребенком превращается в пустую формальность. Дети чутко реагируют на подобный формализм, к нотациям вырабатывают иммунитет, все больше погружаясь в виртуальный мир, подчас с молчаливого согласия родителей. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности ребенка по преодолению логоневроза, но способствуют возникновению у него негативного поведения.
В работе с родителями важно использовать такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают настрой на доброжелательный разговор и подготовят к общению с ребенком с новых позиций.
Одной из эффективных и соответствующих вышеупомянутым задачам является технология проблемного обучения, в частности, технология экспериментирования. У китайского народа есть изречение: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
На этом же основана и технология экспериментирования. Исследовательская деятельность вызывает непроизвольный интерес не только у детей, но и у взрослых мам и пап. Без каких бы то ни было волевых усилий они практически самостоятельно могут найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» и совершить множество удивительных открытий.
Имеется в виду исследовательская деятельность в ходе социального экспериментирования и экспериментирования в области эмоций, которая решает задачи совершенствования коммуникативных навыков, апробации на участниках своего поведения, развития навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности и в ходе коллективного обсуждения.
Все используемые на родительских встречах игры-эксперименты просты в исполнении и не требуют сложного дорогостоящего оборудования. В этих экспериментах используются обычные предметы: карандаш продемонстрирует возможность оптимизировать эмоциональное состояние; карточка с нарисованными фигурами поможет осознать важность подбора правильных, точных слов в общении с ребенком; маленькие мячики помогут прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенка, начавшего посещать детский сад; лист бумаги с черной точкой будет способствовать принятию ребенка; карточка со словами и перестроение в две шеренги - осознанию отрицательных воздействий речевых высказываний на психическое здоровье ребенка; скатерть и мячик наглядно продемонстрируют необходимость слаженных усилий всех членов семьи в воспитании ребенка.
Благодаря проведению анкетирования родителей, можно сделать вывод о высокой эффективности проведения совместных тренинговых занятий с семьями. Это стало хорошей почвой для разработки цикла образовательно-игровых занятий для родителей будущих первоклассников. Данный цикл рассчитан на одну встречу в месяц. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Тематика встречи подбирается исходя из степени её актуальности на каждом конкретном коррекционном этапе. Также в течение учебного года проводились индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия для воспитателей; создана картотека игр, размещены статьи на актуальные темы в родительском уголке.
Данные мероприятия, как показала практика, способствовали повышению компетентности, теоретических знаний и практических умений у педагогов и родителей, что повысило результативность коррекционно-развивающей работы.