Ольга Тусаева
Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.
(из опыта работы)
Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский
сад №332» г. о Самара О. В. Тусаева.
Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность.
Публикация «Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов,» размещена в разделах
Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных образовательных программ. Многие педагоги образовательных учреждений сегодня уже готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогический технологий, позволяющий совершенствовать образовательный процесс. В организации инновационной деятельности очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание комплекса условий для получении положительных результатов. Необходима психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.
В таких условиях особое значение придается изучению влияния нововведений на состояние профессиональной деятельности педагога и психологическому сопровождению инновационной педагогической деятельности. Иногда одни педагоги, включаясь в инновационную деятельность, постоянно стремятся к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах реализации или разработки инноваций, то другие могут воспринимать инновацию как дополнительную утомительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и усилий и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом.
Психологическое сопровождение инновационного процесса основано также и на выводах о готовности педагогов к нему.
Психологическое сопровождение инноваций – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:
диагностика существа возникшей проблемы;
информация о существе проблемы и путях ее решения;
консультации на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
содействие педагогам в инновационной практической деятельности с учетом рекомендаций.
Диагностика. Цель ее – выявление уровня профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности, которая включает в себя подготовленность: научную; методическую; психологическую.
Компонентами готовности педагогов с инновациям являются:
компетентность педагога (представления об инновациях, о собственных функциях в условиях инноваций; сведения о методах психолого-педагогического исследования; знания в области психологии, педагогики, частных методик, теории управления);
нравственность (бережное и грамотное отношение к участникам инновационного процесса; научная этика по отношению к коллегам; научная добросовестность);
инициативность (направленность на поиск и постановку педагогических проблем); потребность совершенствовать образовательный процесс; обязательность в выполнении инновационной деятельности, завершение начатого;
профессиональное мастерство (наличие опыта ведения инновационной деятельности; способность выбирать и грамотно применять наиболее эффективные, адекватные возрасту, экономичные методы в педагогическом исследовании; умения и навыки проведения исследования, получения срезов).
Психологическая подготовленность педагогов подразумевает:
информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей (понимание закономерностей познания; ориентация в компонентах обучения, их сущности основ обучения, воспитание и развитие ребенка разного возраста);
информированность о психологических особенностях детей, основных этапах их развития (ориентация в психологических особенностях детей и необходимость их учета при отборе содержания, форм и методов воспитания и обучения; понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ; ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики дошкольников).
Неотъемлемая часть психологического сопровождения инноваций – это консультирование педагогов.
Консультирование различается двух видов:
индивидуальное (по запросам педагога или руководителя инновации);
групповое (совместно с руководителем инновации, например консультация для педагогов «Особенности общения с родителями вновь поступивших детей»).
Для изучения влияния инноваций на деятельность педагогов, рост их профессиональной компетенции мы используем анкеты, в содержание которых включены следующие вопросы:
Какое влияние оказало на вас лично участие в инновационной деятельности?
Какое влияние оказала инновация на обстановку в педагогическом коллективе?
Какое участие в инновационной деятельности отразилось на вашей профессионально-педагогической квалификации?
Какое влияние оказала инновация на протекание образовательных процессов?
Также проводится анкетирование на выявление способностей педагогов к развитию (приложение 1)
Анализ анкетных данных может показать, насколько адекватны требованиям педагогов нововведения в образовательном учреждении. На основе результатов анкетирования планируется адресная помощь педагогам: проводятся тренинги и семинары –практикумы, на заседаниях «Школы профессионального мастерства» решаются проблемы построения программ для детей с отклонением в развитии, на методических объединениях педагогов по актуальным проблемам обсуждаются вопросы реализации современных здоровьесберегающих технологий в образовании детей дошкольного возраста. С педагогами, уровень готовности которых к нововведениям определяется как низкий, проводятся консультации, индивидуальные занятия, оказывается психологическая поддержка в совершенствовании профессиональной деятельности.
Входе осуществления инновационной педагогической деятельности важно сохранять благоприятный психологический микроклимат в коллективе, который гарантирует эмоциональное благополучие педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда. С этой целью проводится анкетирование педагогов по изучению психологического микроклимата в коллективе (приложение 2)
Результаты данного анкетирования позволяют составить банк о педагогах, готовых к повышению уровня профессионального мастерства; составить план внедрения и обобщения позитивного педагогического опыта. Но главное, руководитель учреждения получает сведения о том, как меняется состояние здоровья педагогов, работающих в рамках нововведений, что позволяет оказать педагогу вовремя поддержку и помощь.
Таким образом, психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении поможет руководителю «держать руку на пульсе» и быть в курсе всех положительных или негативных изменений, происходящих в коллективе. Позволит включить большинство педагогов в этот процесс с учетом их возрастных, профессиональных и психологических особенностей, а также получить реальные данные о возможностях образовательного учреждения и построить оптимальную систему инновационной педагогической деятельности, которая будет востребована родителями и объективно подкреплена профессиональной компетентностью педагогов – основных участников инновационного процесса.
Приложение 1
Анкета
для выявления способностей педагогов к развитию
(на основе программы Н. В. Немовой)
Уважаемые коллеги!
Оцените по 5-бальной шкале приведение ниже утверждения:
1 – не соответствует;
2 – скорее не соответствует
3 – и да, и нет;
4 – скорее соответствует, чем нет;
5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.
Утверждения Балл
Я стремлюсь изучить себя
Стремлюсь оценить свои возможности в новом направлении деятельности
Возникающие препятствия стимулируют мою активность
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
Я анализирую свои чувства и опыт.
Я широко дискуссирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятиях внутри образовательного учреждения и за его пределами.
Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы
Я верю в свои возможности
Стремлюсь быть более открытым человеком
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
Я управляю своим профессиональным развитием
Я получаю удовольствие от освоения нового.
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться
Интерпретация результатов
Подсчитайте общее количество баллов:
От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития
От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;
55 и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Благодарим за участие!
Анкета для педагогов ДОУ
«Психологический климат в коллективе»
(по материалам Р. Х. Шакуровой. Творческий рост педагогов.)
Уважаемые коллеги!
Просим Вас отметить каждый пункт данной анкеты соответствующей оценкой:
В какой степени Вы удовлетворены Оценка
Вашей работой в данном образовательном учреждении
Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой, товариществом)
Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд
Готовностью коллег оказать помощь в работе
Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)
Культурой и интеллектуальной атмосферой в коллективе
Тем в какой мере администрации прислушивается к вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы образовательного учреждения
Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом
Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа
Отношение коллектива к работе
Организованностью и порядком в работе
Творческой атмосферой в коллективе
Вашими взаимоотношениями с руководителем
Согласованностью и единством действий педагогов
Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе
Учебно-материальной и материально-технической базой
Отсутствием «показухи» и формализма в работе
Заработной платой
(Определяется средняя оценкака)
Благодарим за участие!