Мадонова Елена Николаевна
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа. Рабочие материалы педагога-психолога.
Организация работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ.
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование. Предлагаемое содержание деятельности педагога–психолога ГБОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.
Публикация «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности, Часть 2» размещена в разделах
Основные направления работы, обозначенные в Стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа.
Основные направления работы педагога-психолога
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом особенностей психофизического развития ребёнка, возрастных и индивидуальных возможностей, ведущего вида деятельности и опирается на игровые технологии и приемы.
1. Организационно-методический этап.
Включает в себя набор детей в группы, определение индивидуального образовательного маршрута по рекомендации комиссии ЦПМПК.
2. Психодиагностика
Использование психологической диагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС ДО.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
• В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и воспитательно-образовательной работы с ним.
• Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист (учитель - дефектолог, педагог - психолог, учитель - логопед).
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ГБОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка.
Участие ребенка в психодиагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста :
1. Подготовительный этап:
• сбор анамнестических данных;
• составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.
2. Адаптационный этап:
• знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.
3. Основной этап:
• тестирование
4. Индивидуальный этап:
• составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5. Заключительный этап:
• констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
• рекомендации родителям (воспитателям) в устной или посменной форме.
Диагностический инструментарий
Методики исследования познавательной сферы
Старший возраст
1. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно-моторного восприятия»
3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»
Подготовительный возраст
1. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
2. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»
3. Методика П. Торренса
4. М. М. Семаго, И. Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»
5. Тест Керна-Йирасека.
Методики изучения особенностей личности дошкольников
• Методика «Несуществующее животное»
• Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)
• Методика «Моя семья»
• Детский апперцептивный тест (САТ или ДАТ)
• Методика родительских оценок притязаний
• Опросник для определения сферы предпочтительных интересов
• Тест «Страхи в домике»
• Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)
• Социометрия
• Методика «Кинотеатр»
• Методика «Паровозик»
Типология методик психологического обследования детско-родительских отношений в семье
Предлагаемые ребенку:
• Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных) (Хоментаускас, 1990; Венгер, 2003; Лосева, 1986)
• Адаптированный вариант методики Рене Жиля (Гильяшева И. Н. и др., 1994; Осницкий, 1997)
• Различные варианты методики «Незавершенные предложения» (Либере А. Г., 1991)
• Детский ТАТ (Бурлакова, Олешкевич, 2001)
• Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (Лидерс А. Г., 1993)
Предлагаемые родителям:
• Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» (Карабанова О. А., Захарова Е. И., 2002)
• Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО (Варга А. Я., Столин В. В., 1986)
• Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера – АСВ (Эйдемиллер, 1976, 1996)
• Опросник «Измерение родительских установок и реакций» - РАRI (Нещерет, 1980; Архиреева Т. В., 2002)
3. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ГБОУ.
4. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом особенностей развития детей с ОВЗ, с учетом специфики детского коллектива (группы, отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
1. Объектом коррекционной и развивающей работы являются направления работы полученного заключения от ЦПМПК, а это: проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Коррекционная работа проводится через индивидуальные и групповые занятия со специалистами.
ПРАВИЛА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ :
1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.
2. Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.
3. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.
4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.
5. К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.
6. Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.
7. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).
8. Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.
Таким образом, психокоррекционная система в условиях ГБОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.
5. Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ГБОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ГБОУ.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ГБОУ и семье в интересах ребенка.
• Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.
• Проведение систематизированного психологического консультирования педагогов.
по темам:
1. Социально-ориентированные игры - средство повышения эффективности взаимодействия детей и взрослых.
2. Индивидуальный подход в общении с детьми с ОВЗ
3. Что делать, если…
4. Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
6. Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ГБОУ и родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ГБОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, практикумов по темам:
1. Особенности работы педагога с детьми с ОВЗ.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
4. Психологические основы взаимодействия с семьей.
5. Особенности построения воспитательно-образовательного процесса с учетом особенностей развития дошкольников с ОВЗ.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, общения в интернете и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к образовательному учреждению.
2. Влияние семьи на развитие ребенка.
3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Кризисы развития (3-х и 6-7 лет) и условия, способствующие их благополучному разрешению.
4. Инклюзивное образование. Что это такое?
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе.
8. Роль сказки в жизни ребенка
Дополнительно:
• Создание информационных уголков «Странички психолога» в группах и информационного стенда в пространстве ГБОУ.
Этапы психолого-педагогического сопровождения детей.
Организация сопровождения детей осуществляется в 3 этапа:
1) диагностико-прогностический (сентябрь);
2) коррекционно-развивающий (октябрь-апрель);
3) оценочно-проективный (май).
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают :
1) информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье);
2) всестороннюю оценку интеллектуального развития;
3) диагностику развития психических функций;
4) оценку психомоторного развития;
5) оценку развития эмоционально-волевой сферы;
6) оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
7) оценку характера и особенностей личности в целом;
8) прогноз пути и характер дальнейшего развития ребенка.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми отвечает следующим требованиям:
1) учитывает возрастные особенности детей и зону их ближайшего развития;
2) сочетает в себе коррекционные возможности индивидуальной работы с ребенком и совместной деятельности детей;
3) основывается на результатах психолого-педагогической диагностики;
Организуя занятия с детьми с ОВЗ, реализуются следующие функции:
• Эмпатическое принятие ребенка.
• Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.
• Эмоциональная поддержка ребенка.
• Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.
• Тематическое структурирование задачи.
• Помощь в поиске формы выражения темы.
• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.
Планирование занятий осуществляется с учетом таких задач как:
• Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:
- осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;
- осознание нужности и функциональной значимости частей тела;
- реализация своего потенциала.
• Развитие эмоционально-волевой сферы у детей :
- различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;
- различие, осознание эмоций других людей;
- развитие произвольного поведения;
• Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:
- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;
- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;
- ребенок приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;
- усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.
Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает :
1) оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения;
2) проектирование последующей работы с детьми.
Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников.
Дети:
1. Динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в развивающую работу.
2. Развитие личности ребенка, развитие навыков общения.
3. Приобретение социального опыта.
Воспитатели:
1. Развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми ОВЗ.
2. Профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы с детьми.
3. Приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители:
1. Получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию, развитию детей с ОВЗ.
2. Приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию детей.
3. Получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Основные методы работы:
1) наблюдение;
2) тестирование;
3) анкетирование;
4) беседа.