Зинаида Плахута
Психологический урок «Самоутверждение в жизни» 9–11 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический урок на тему : Самоутверждение в жизни, 9-11 класс
Автор: Плахута Зинаида Сергеевна, Заместитель председателя Местного отделения ДОСААФ России г. Спасска-Дальнего Приморского края по учебной работе
Тема: «Самоутверждение в жизни»
Цели: определить понятие о самоутверждении, чувстве собственного достоинства, обучение детей положительным формам самоутверждения, развитие способности противостоять негативу
Темочки:
- Психология школьников
- Средняя школа, 9 класс
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Форма проведения: час общения.
Методы и приемы: беседа, объяснение, тренинг.
План проведения классного часа :
I. Психологический настрой.
II. Беседа по теме «Самоутверждение».
III. Беседа по теме «Я и мой идеал».
IV. Тренинг «Я остаюсь самим собой».
V. Заключительное слово.
VI. Подведение итогов.
Ход классного часа
Нужно бороться с собой. Борясь - побеждать. Победа –
самоутверждение. Самоутверждение - сила, помогающая
отыскать единственно верный путь к своему счастью.
Игорь Тальков, советский рок-музыкант, певец, автор песен, поэт.
Помочь детям обрести твёрдые жизненные основы — одна из важнейших задач воспитания. Исключительно важно, чтобы личность стремилась быть нравственной не благодаря внешним запретам или принуждениям, а в силу собственного внутреннего влечения.
I. Психологический настрой
Преподаватель: Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Беседа по теме «Самоутверждение»
Преподаватель: Давайте сегодня поговорим о том, что волнует, на мой взгляд, всех. Мы побеседуем на тему: «Как научиться понимать самого себя?» Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И в каждое мгновение мы раскрываемся, и с разными людьми мы раскрываемся по-разному. Так, какие же мы настоящие, что для нас главное, самое ценное, какие качества характера в нас преобладают, как мы утверждаемся в обществе? Итак, час нашей встречи – это попытка заглянуть в многообразный мир своего «я», поэтому сегодняшний классный час мы посвящаем самоутверждению.
Самоутверждение… А что это? Как думаете вы?
Примерные ответы детей:
– Самоутверждение – это уважение человека к самому себе.
– Это уважение к своим родителям, к своей семье.
– Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.
Преподаватель: Итак, вы учитесь в классе вместе давно и уже знаете друг друга. Каждый из вас имеет свою позицию в коллективе, каждый находит определенный способ самовыражения и самоутверждения. Какие способы для самоутверждения можно найти?
Примерные ответы детей:
- Ум, знания, научные достижения.
– Модная одежда, прическа, машина, вилла, путешествия.
– Спортивные успехи, победы.
– Художественные таланты.
– Красивая внешность, фигура.
– Аккуратность, воспитанность.
– Нравственные качества: честность, порядочность, доброта.
– Профессиональные достижения – лучший по профессии
Преподаватель: Вы перечислили положительные способы самоутерждения, но статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы, и их нередко избирают подростки. Какие это, на ваш взгляд?
Примерные ответы детей:
- Курение, наркомания, алкоголизм.
– Грубость, хамство, нахальство, насилие.
– Драки, воровство, конфликты с законом.
Преподаватель: Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хороших делах, а другие - в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?
Беседа с детьми.
Преподаватель: Я хочу рассказать Вам притчу:
Как-то давно, старик открыл своему внуку одну важную жизненную истину :
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
III. Беседа по теме «Я и мой идеал»
Преподаватель: Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для подражания, эталон, на который хочется быть похожим, с которого следует брать пример. У каждой эпохи, каждого поколения свои герои. Поделитесь со мной, кого вы считаете таким героем для себя?
Почему?
А есть ли среди ваших одноклассников такие герои?
IV. Тренинг «Я остаюсь самим собой»
Упражнение «Мудрый старец»
Преподаватель: Сядь прямо, вдохни несколько раз глубоко, выдыхай полностью. Представь себе, что ты исследуешь большой викторианский дом, в котором сейчас никто не живет. Иди через все помещения, разгляди старинную мебель, лампы, художественные картины и ковры. Взойди на лестницу и пройди сквозь спальню на втором этаже. Ты найдешь лестницу, покрытою пылью, указывающую на то, что ей давно уже не пользовались. Иди наверх и открой дверь, которую ты найдешь наверху. Ты находишься в помещении, полном книг, освещенным со всех сторон, а также через окно на потолке. В то время когда ты начинаешь читать некоторые названия книг, ты видишь в углу помещения сидящую очень старую персону. Она говорит: «Я тебя ждала». Ты знаешь, что она владеет всеми знаниями и может ответить на все твои вопросы. Спроси сейчас: – «Для какой цели я рожден?». Прислушайся к ответу и задай те вопросы, которые тебя интересуют. Поблагодари старого мудреца, иди вновь по лестнице вниз и оставь этот дом. После того, как ты закончил это упражнение, запиши об этом на ладони самовыражения. Мудрый старец, конечно, не кто иной, как тот, который находится в каждом из нас.
V. Заключительное слово
Преподаватель: Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно утверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупыми, неумными заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого что не смогли отстоять себя. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу советского рок-музыканта Игоря Талькова: Нужно бороться с собой. Борясь - побеждать. Победа - самоутверждение. Самоутверждение - сила, помогающая отыскать единственно верный путь к своему счастью. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.
А еще не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы. Там вы приобретете новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.
VI. Подведение итогов
Преподаватель: Итак, как самоутвердиться в жизни?
1. Необходимо думать.
2. Уметь задавать вопросы себе и другим.
3. Учиться искать самому ответы на поставленные вопросы и постараться понять ответы других.
4. Полюбить себя.
5. Да, и возлюбить ближнего своего, как себя (в том числе прощать ему то, что великодушно прощаешь себе).
Спасибо Друзья! Удачи Вам!
При разработке урока использованы материалы:
1. https://school-34-tula.ucoz.ru
2. https://nsportal.ru
3. https://class10-school3.ucoz.ru
4. А. Маслоу Мотивация и личность. – Питер, 2011, - 352 с.
5. З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого "Я". ***, 2015, 192 с.