Муцухаева Седа
Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психологической компетентности педагогов по вопросам профилактики детских страхов.
Задачи:
• познакомить педагогов с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;
• отработать на практике приемы снятия страхов;
• стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом;
• оптимизировать детско-родительские отношения.
Оборудование: клубок ниток, альбомные листы бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры, мяч.
Ход мероприятия:
Вступительное слово ведущего.
Публикация «Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста „У страха глаза велики“» размещена в разделах
Добрый день, уважаемые гости и коллеги! Мы рады видеть вас всех на нашем семинаре-практикуме! Тема нашего семинара-практикума «Детские страхи – это серьезно». Семинар-практикум состоит из двух частей – теоретической и практической.
Ведущий: Слово для приветствия гостей, коллег и участников семинара –практикума предоставляется нашему самому добродушному, замечательному руководителю (заведующему) Эсет Абусаидовне.
Ведущий: Так, чего же боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других — независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о «страхе», а о «страхах» — настолько это явление неодинаковое по силе, причинам, содержанию. Страх можно определить, как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.
Ведущий: Уважаемые участники и гости данного мероприятия примите в подарок частичку тепла, от воспитанников младшей группы «Звездочки», нашего детского сада. Для открытия семинара-практикума приглашаем наших маленьких принцесс.
Ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи - "Детские страхи – это серьёзно! " Страх – это та эмоция, которая свойственна всем людям, поэтому каждому человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным. Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача взрослого вовремя помочь ребенку справиться с его страхами. Страхи у ребёнка могут быть абсолютно разными. Я предлагаю вашему вниманию доклад: «Детские страхи-это серьезно!» (текст прилагается)
Ведущий: Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции.
Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели, которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают, и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники.
Пожалуйста, никогда и ни при каких условиях не пугайте детей! Существует масса других, значительно менее вредоносных, но не менее эффективных методов воздействия на ребенка – от объяснения до наложения запрета. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи и о этих страхах нам подробно расскажет воспитатель подготовительной группы – Кахриева Амина (текст прилагается)
Ведущий: Сейчас предлагаю всем принять участие в Экспресс-тесте: «Как соблюдаются в семье условия, предохраняющие ребёнка от формирования страхов»
Описание: Психолог зачитывает утверждения, а задача педагогов в случае согласия с утверждением хлопать в ладоши, а в случае несогласия – топать ногами.
• Я считаю, что современные агрессивные мультики и передачи -один из источников страхов, и не разрешаю ребенку бесконтрольно смотреть телевизор.
• Я стараюсь контролировать собственные страхи и не «заражать» ими малыша.
• Я с целью успокоить никогда не пугаю малыша бабаем, милицией, бабой-ягой и не позволяю другим.
• Я не оставляла своего ребенка до 2 лет на длительное время одного, в том числе на чужих людей.
• У нас в семье не принято выяснять отношения, провоцировать и решать конфликты в присутствии ребенка.
• Я стараюсь поощрять и поддерживать самостоятельность моего малыша, даже если это выглядит неуклюже и мешает мне.
• Я не угрожаю ребенку наказанием и не наказываю его физически.
• Я не запрещаю ребенку свободно выражать свои чувства (смех, слезы) .
• Я никогда не обманываю малыша, пытаясь "во благо» ему уберечь его от слез.
• Я не сочиняю сказочных выдуманных объяснений реальным жизненным ситуациям.
Вывод: К сожалению, ошибочный стиль воспитания в семье приводит к невротическим страхам, фобиям - навязчивым страхам, детской тревожности. Если бы каждая мать, ругая ребенка, могла представить, что она превратится ночью в Бабу-ягу, а жестокий отец - в Бармалея, Кощея, они гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.
Ведущий: А сейчас я предлагаю вашему вниманию ООД на тему» … Давайте поприветствуем воспитателя– Исмаилову Макку и воспитанников старшей группы «Леопольд».
Ведущий: Давайте попытаемся, избавится от наших страхов, с помощью специальных упражнений, а в этом нам поможет мастер-класс на тему: «Коррекция уровня тревожности и страхов с помощью методов игровой терапии». Проведет мастер-класс –воспитатель группы раннего возраста : Загаева Петимат.
Ведущий: Воспитатель – Автаева Лиза Руслановна с детьми подготовительной группы «Радуга» покажет нам, как можно научить детей использовать различные приемы для преодоления страха.
Ведущий: Дорогие гости, коллеги предлагаю Вам поучаствовать в небольшом, интересном, на мой взгляд, тренинге! Тренинг на тему : «Веселый страх» проведет –Муцухаева Седа Муслемовна.
Ведущий: Способов помочь ребенку преодолеть страх немало. И не так уж важно, какой из них выбрать. Главное попытаться понять своего ребенка, попытаться стать ему ближе. А сам по себе эмоциональный контакт и принятие ближайшими взрослыми являются важнейшим средством профилактики сковывающих ребенка страхов. Только в ваших силах вытеснить страх из души маленького ребенка, ребенка дошкольника и справиться с тревожностью ребенка-подростка. Будьте терпимы и терпеливы в воспитании ваших детей. И тогда они вырастут достойными, уверенными в себе личностями, которым по плечу любые жизненные трудности. На мой взгляд, мы сегодня наглядно это продемонстрировали Вам. Благодарим Вас за взаимодействие и, надеемся на то, что вы сегодня получили хоть какую-то полезную информации.
Ведущий: В знак уважения, пожалуйста, примите от нашего руководителя- Эсет Абусаидовны, небольшие подарки.
Ведущий: Жизнь наша состоит из самых разных дней и из самых разных страхов. И чем больше дней спокойных, ярких, вдохновляющих, тем она приятнее. Пусть все у вас будет хорошо. Пусть каждый день будет удачным, пусть каждое новое дело ладится, не подводит здоровье, не оставляют удача и вдохновение. Пусть в любой жизненной ситуации у вас будет возможность стать победителем.
Ведущий: Слово Марине…
Ведущий: Сценка
Ведущий: Завершение (приглашение на чай)