Нина Васильевна Шефер
Психологический семинар-практикум для родителей дошкольников «Моя семья»
Психологический семинар-практикум для родителей дошкольников " Моя семья "
Цель: Формирование семейных ценностей, понимания важности семейного общения.
Задачи:
1. Способствовать лучшему взаимопониманию детей и взрослых в семье.
2. Помочь родителям проанализировать своё родительское поведение.
3. Заострить внимание родителей на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления любви к нему.
Ход семинара-практикума.
Публикация «Психологический семинар-практикум для родителей дошкольников „Моя семья“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
1. Упражнение «Что такое семья»
Мы часто используем слово «семья». Подумайте и давайте вместе с вами запишем слова-ассоциации или словосочетания, которые можно отнести к этому понятию.
Делаем вывод,
Семья – это поддержка, взаимопонимание, взаимная любовь, забота, ответственность, родные, близкие, совместные игры и др.
Семья – это один из древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования.
Семья характеризуется взаимоотношениями родителей и детей, их эмоциональными проявлениями, принятыми в семье нормами поведения.
Благополучие в семье определяется доброжелательностью ее членов друг к другу, стремлением взять ответственность на себя.
2. Упражнение «Ладошка»
Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке – член вашей семьи. Ваша задача – подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи.
(Родители рисуют.)
Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему? Интерпретация. Данная методика позволяет выявить самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоциональные тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена семьи.
3. Упражнение «Знаю ли я своего ребёнка?»
Родителям предлагается ответить на вопросы, на которые ранее отвечали их дети:
Любимый цвет вашего ребенка?
Любимый праздник вашего ребенка?
Как зовут друзей вашего сына (дочери?
Любимая сказка вашего ребенка?
Любимая игрушка вашего ребенка?
Делается вывод о том, насколько хорошо родители знают своих детей.
4. Упражнение «Мой сын/дочь лучший (ая, потому что.»
Родители по кругу продолжают фразу "Мой сын/дочь лучший (ая, потому что. "
5. Упражнение «Правила для ребёнка»
Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача: Написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. - Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь. -Не кричи так громко/ Будем разговаривать тише. - Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
- Сложно было выполнить задание?
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Рекомендации для родителей
1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание. ,».
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что.».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
6. Упражнение “Дом моей мечты”
Притча: Идет прохожий и видит –люди что-то строят. - Что ты делаешь? – спрашивает он одного каменщика. - Я укладываю кирпичи – отвечает он. - А ты что делаешь? – спрашивает он второго. Я возвожу стену – отвечает второй?- А ты что делаешь? – спрашивает он третьего. - Я строю храм – был ответ.
Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости.
(Предлагаю каждому набор кирпичей. Раздаются конверты с “кирпичиками”.)
Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Подпишите каждый из них. На крыше напишите фамилию своей семьи.
Далее делается коллаж из полученных домиков «Дома нашей мечты»
Психолог. Нашу встречу мне бы хотелось закончить словами: Семья – это счастье! Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному не возможно!