Гамилова Мария Геннадьевна
Психологический проект «В мире детских эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Согласно ФГОС главной целью дошкольного образования является не подготовка детей к школе, а прежде всего разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, их эмоционального, коммуникативного, физического и психического развития. Детский сад должен помочь сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, и желание ребенка с интересом ходить в школу.
Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается.
Публикация «Психологический проект „В мире детских эмоций“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата, как в семье, так и в ДОУ.
Одним из важных факторов укрепления здоровья воспитанников детского сада становится сохранение психологического здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Создание благоприятной образовательной среды способствует раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников, развитию коммуникативных навыков, всестороннему развитию детей.
В основе моей деятельности как психолога лежит идея создания оптимальных психологических условий способствующих психофизическому, эмоционально-личностному развития и эмоциональному благополучию детей.
В своей педагогической деятельности я искала такой способ, который помог бы решить эти задачи, и мой выбор остановился на по сохранению эмоционального благополучия как основа психологического здоровья ребенка
Главное, чтобы эта деятельность осуществлялась через создание благоприятной и комфортной образовательной среды, что позволило бы им не только узнавать новую информацию, проверять ее, но и совершать ошибки, учиться их исправлять. Только содействие и сотрудничество детей и взрослых в общей деятельности, распределение обязанностей, помогает каждому ребенку почувствовать себя полноценно активной личностью, важным звеном общего дела.
Ключевая идея проекта является создание единой образовательной среды и взаимно сотруднических отношений между детыми, педагогами родителями для эмоционального благополучия детей.
Участники проекта являются дети средней группы д/с № 163 ОАО «РЖД», педагог- психолог, родители, воспитатели группы «», педагоги детского сада.
Форма - социально-коммуникативный проект.
Данный проект – это социально- коммуникативный проект, направлен в первую очередь на создание комфортной и благоприятней атмосферы, на укрепление связи между детьми и взрослыми, на формирование волевых и мотивационных компонентов будущих школьников. Проект поможет снизить эмоциональную напряженность, почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом, в ходе организации и проведения совместных мероприятий, творческих акций, конкурсов, выставок, заданий, поможет сформировать у участников чувство коллективизма.
Проблемы, на которые направлен проект.
• Недостаточные налаженные взаимодействия структур образовательной деятельности: ребенок-педагог-родитель.
• Заниженная самооценка детей при неудачах в учебной и творческой деятельности
• Страх общения и низкая коммуникация детей
• Разорванность связей между семьей и детским садом
• Зажатые и скудное общение родителей группы между собой.
Цель:
создания оптимальных психологических условий способствующих эмоционально-личностному развития и эмоциональному благополучию детей и взрослых.
Задачи:
1. Формирование у детей понятия эмоции, умение их различать.
2. Повышение уровня психологической культуры участников воспитательно-образовательного процесса детского сада (воспитанников-родителей-воспитателей).
3. Развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников (в том числе с ОВЗ) как основной составляющей их психологического здоровья.
4. Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.
Структура проекта:
Форма проекта: социально-коммуникативный проект.
При осуществлении проекта были определены основные формы работы:
1) совместная деятельность ребенка и детей в выполнении творческих заданий;
2) проведение совместных мероприятий (досугов, игровых праздников, круглых столов, развлечений, творческих лабораторий);
3) участие в тематических акциях, конкурсах, выставках.
Работа над проектом строилась поэтапно:
1. Актуализация проблемы, анализ анкет, опроса семей.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Постановка задач.
4. Сбор информации, ее структурирование.
5. Проведение проектных мероприятий.
6. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Риски проекта:
1. Представленный педагогический проект предъявляет определенные требования к личности и профессиональным качествам педагогов и профильных специалистов образовательного учреждения. Участие в инновационном педагогическом проекте предполагает теоретическое и практическое обучение по использованию здоровьесберегающих технологий (в рамках практикума).
2. Затруднено отслеживание работы по преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой по данному направлению, отсутствие форм и механизмов учета, так как выпускники нашего ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются не в конкретной школе нашего микрорайона, а во всех школах города.
3. Зависимость части работы в рамках проекта от технических условий, в частности от пополнения сенсорной комнаты необходимым для дальнейшего развития проекта оборудованием.
Методы и формы работы:
• теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение;
• Эксперимент;
• Арт-терапия;
• Гешталь-терапия;
• Сказкотерапия;
• Игровая терапия;
• Релаксация.
Используемые формы работы:
• Психолого-педагогические гостиные;
• Психологический тренинг;
• Образовательная деятельность;
• Игровые ситуации;
• Стенгазеты, памятки;
• Консультации;
• Родительские собрания;
• Конкурсы.
Описание проекта:
Данный проект реализуется на базе частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №163" ОАО "РЖД" располагается в железнодорожном районе города Новосибирск.
Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирование эмоционального отношения к действительности и людям.
Данный проект органично вписывается в образовательную программу детского сада и его среды и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, предусматривающего обогащенное всестороннее развитие детей, создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
В процессе проекта дети смогли рассмотреть основные эмоциональные состояния (радость, грусть, печаль, гнев и т. д.) и смоделировать социальные ситуации для конкретного эмоционального состояния и способы поведения в нем.
Проект способствует активизации работы с родителями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоциональной сферы ребенка, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ.
В процессе реализации проекта были разработаны материалы:
• Картотека упражнений на релаксацию.
• Картотека психотерапевтических игр:
• игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях;
• игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции;
• игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения;
• игры и упражнения на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.
• Демонстрационный материал «Поступки».
• Дидактическая игра «Домик с чувствами».
Продукт проектной деятельности: выпуск книг детских авторских сказок «Добро живет в сказках», о различных эмоциях.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- повышение уровня эмоционального развития детей;
- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня эмоционального развития детей;
• Заинтересованность и включенность родителей как участников образовательного процесса;
• Гармонизация детско-родительских отношений;
• Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями нетрадиционными формами и методами работы;
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию.
Возможные риски:
высокая загруженность или нежелание педагогов (по различным причинам, участвовать в проекте;
низкая компетентность и активность родителей;
отсутствие возможности поиска информации, приобретения методических пособий, дидактических материалов;
различные причины, исключающие взаимодействие с социальными партнерами;
отсутствие или недостаток средств на изготовление пособий.
Пути решения возможных рисков:
консультирование;
интеграция разрабатываемых педагогами методических тем в процесс реализации проекта;
работа с информационными источниками, подбор педагогом-куратором необходимых материалов, ссылок;
повышение активности куратора во взаимодействии с социальными партнерами;
разъяснение администрации идей проекта.
Качественный и количественный анализ по проекту:
Данный проект рассчитан на один учебный год работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы производится через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта.
Качественные показатели оценки эффективности проекта:
1. Повышение интереса детей и их родителей к деятельности и событиям внутри группы и в масштабах детского сада.
2. Повышение степени активности родителей в мероприятиях, проводимых в группе и детском саду.
3. Положительные отзывы о совместной работе.
4. Желание продолжить работу по данному направлению.
Количественные показатели оценки эффективности проекта:
1. Общее количество проведенных индивидуальных и групповых мероприятий для родителей.
2. Количество проведённых совместных детско – родительских мероприятий.
3. Высокие показатели социального развития детей-участников проекта.
Способы оценивания результата проекта.
1. Протоколы, сценарии мероприятий с родителями.
2. Видео- и фотоматериалы с мероприятий проекта, аналитический отчёт.
3. Сбор и накопление разнообразной информации (методическая база).
4. Создание семейного альбома.
5. Книга отзывов и пожеланий родителей.
Список литературы:
1. Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет.
2. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И. А. Пазухина. -СПб., 2010г.
3. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Прграмма эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.
4. Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007г.
5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. - СПб., 2008
6. Журнал «Дошкольная педагогика». – декабрь, 2012 г.
7. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб., 2011г.
8. Интернет-ресурсы.