Ирина Нелепа
Психологический комфорт дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно одной притче, жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел проверить, действительно это так. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Так и в воспитании: создание психологического комфорта для ребёнка в руках его окружения, в первую очередь, родителей и педагогов.
Публикация «Психологический комфорт дошкольника» размещена в разделах
Под словосочетаниями «психологический комфорт», «психологическая защищенность» в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как:
- эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций,
- позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка,
- благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (приятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами,
- успешность в сфере деятельности.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Психологический комфорт напрямую связан с психологическим здоровьем ребёнка.
Специфика психологического здоровья ребенка.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Факторы риска для психологического здоровья детей.
Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Неудовлетворенность потребностей и неврозы
Известная американская ученая, психолог К. Хорни (1993, 1997) большое значение придавала неудовлетворенности потребностей как предпосылки для формирования неврозов. Так согласно концепции К. Хорни для детства характерны две потребности: потребность в удовольствии и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все биологические потребности в пище, сне и т. д. Основной в развитии ребенка есть потребность в безопасности. В данном случае основной мотив - быть принятым, желанным, защищенным от опасности враждебного мира. Психолог считает, что удовлетворение потребностей в безопасности ребенка полностью зависит от ее родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло по отношению к ребенку, то потребность в безопасности удовлетворяется. Благодаря этому формируется здоровая личность. И, наоборот, если поведение мешает удовлетворению потребности в безопасности, то возможно патологическое развитие личности. Много моментов в поведении родителей могут приводить к фрустрации потребности ребенка в безопасности: неустойчивое, неблагоприятное поведение, глумливость, невыполнение обещаний, чрезмерная оценка, а также преимущество братьев или сестёр. Поэтому основным результатом неправильного отношения со стороны родителей является развитие у ребенка базальной враждебности, которая в результате вытеснения проявится во внешней тревожности. С точки зрения К. Хорни выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Следствием психологического дискомфорта могут быть заболевания, имеющие невротический характер.
Следовательно, для сохранения психического здоровья личности очень значимым и важным условием является обеспечение его психологического комфорта.
Чтобы сохранить психологическое здоровье и психологический комфорт ребенка важно уважать и любить его, принимать таким, какой он есть.
Вспомните свое детство, свои шалости, первые попытки что-то сделать, успехи и поражения. Разрешите ребенку быть свободным, таковым каков он есть, а, самое главное, сделайте так, чтобы он чувствовал, что он необходим и любим. Ведь, как говорится, все проблемы взрослых родом из детства.