Марина Столярова
Психологический климат в педагогическом и детском коллективе ДОУ как фактор психологической комфортности взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате : в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Публикация «Психологический климат в педагогическом и детском коллективе ДОУ как фактор психологической комфортности взрослых и детей» размещена в разделах
Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в образовательных учреждениях. Человеческий фактор включает в себя психологические и социально-психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность воспитанников. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса.
Тема нашего сегодняшнего педсовета выбрана неслучайно. На основании анкетирования педагогов было отмечено, что в педагогическом коллективе ДОУ есть проблемы именно с психологическим климатом. А как можно говорить об эмоциональном комфорте детей, если те самые главные, важные люди в детском саду, чувствуют себя некомфортно. Поэтому сегодня будем говорить не только о детях, но так же затронем педагогов, эмоциональная стабильность которых, залог спокойствия воспитанников.
Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО является охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Под эмоциональным благополучием по определению
Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности,
способствующее развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Перед педагогами встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия детей.
Сухомлинского. он говорил: «Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,самостоятельная, неповторяемая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Одно из направлений моей работы в ДОУ это создание эмоционального благополучия детей. Начиная готовиться к педсовету, я анализировала, что я провожу занятия, мы с детьми говорим о чувствах, о настроении, о поступках, много играем в игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения, на выплескивание различных эмоций и у меня возник вопрос о том, как дети понимают значимость этих занятий, чему они учатся на них.
(видео ответов детей)
Следующим шагом хотела бы рассказать о том, чем я пользуюсь на своих занятиях. Помимо того, красной нитью через все мои занятия проходит тема настроения (а о настроении мы говорим на каждом занятии, идет изучение детьми пиктограмм различных эмоций, проговаривание признаков и причин тех или иных эмоций, сравнение различных эмоций с разными цветами, явлениями природы и т. д. и в этом я ориентируюсь на содержанпе своих рабочих программ, конечно я использую и люблю дополнять занятия такими методами как:
1. игры и упражнения направленные на снятие психоэмоционального напряжения
2. Сказкотерапия.
3. Пескотерапия
4. Элементы артерапии
5. Игры направленные на развитие саморегуляции.
Детки в ДОУ разные, и я считаю, что только моей работы с ними недостаточно, так как находятся в детском саду они с утра и до позднего вечера, наша с вами совместная обязанность обеспечить им комфортное пребывание и желание снова и снова возвращаться в наши стены.
Поэтому я подготовила для вас, для вашего использования картотеку игр, упражнений, сказок, которыми в любое время сможете пользоваться самостоятельно. Эту папку я оставляю в методическом кабинете для общего пользования. (представляю картотеку)
Так же хочется поговорить о том, каким образом мы можем обеспечить ребенку чувство защищенности, нужности в группе, чувство своей принадлежности в группе и важности. Я предлагаю разработать систему методов, используя которые, ребенок приходящий в ДОУ с первых минут будет чувствовать себя долгожданным и важным. Конечно же я сейчас говорю и в том числе о РППС группы.
(презентация)
В описании РППС ДОУ, имеется один очень важный принцип эмоциогенность, то есть обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия дошкольника.
Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем, окружающая обстановка должна при необходимости иметь свойства «гасить» эту активность, давать возможность отдохнуть.
Одной из наиболее эффективных форм работы в данном направлении является создание в группах специальных уголков, центров способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Назовем их ЦЕНТРАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ.
Уголок психологической разгрузки (центр эмоциональной стабильности.)
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей.
Задачи организации уголка психологической разгрузки являются универсальными для всех групп детского сада.
1. Психологическая разгрузка воспитанников;
2. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
3. Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
4. Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
5. Обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Материалы для психологической разгрузки воспитанников.
Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д., мягкая мебель, подушки «антистресс», фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки;
• Сухой дождь, фонтанчик.
• Телефон.
• Массажные мячи-«ежики».
• Аудиозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации);
• Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.
• Игры с песком (готовая песочница с формочками, водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру, крупой (для сортировки.)
• Игры на снятие мышечного напряжения, комплексы психогимнастики
Материалы для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, пластилин, краски (пальчиковые.)
Набор бумаги для разрывания;
Мешочки, наполненные различной крупой, разным природным материалом (шишки, камушки, каштаны.)
Картотека игр на снятие мышечного напряжения, этюды (Клюева И. В., Касаткина Ю. В.) на выражение различных чувств и эмоций;
Шумовые музыкальные
инструменты.
Материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции.
Куклы с разным настроением;
Волшебные предметы (шляпа,
плащ, палочка, башмачки и т. д.);
Игры с крупами, пуговицами;
«Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел»;
Картотека игр для гиперактивных детей.
Комплексы психогимнастиик;
Материалы для обучения детей бесконфликтному общению, повышению самооценки неуверенных в себе детей : Дидактические игры: «Азбука настроений», «Театр настроений», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Как поступают друзья», «Найди друзей».
«Подушка примирения», «Коробочка примирения»
Подиум.
Медальки, значки - похвалилки.
Трон, волшебный стул
Уголок приветствия.
Цель: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочения детского коллектива.
Структура уголка:
- стенд «Здравствуйте, я пришёл!», на котором размещены фото детей. Приходя в детский сад, ребёнок поворачивает своё фото с лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе;
- стенд «Моё настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок-пиктограмм отмечают своё настроение.
Уголок достижений.
Цель: повышение самооценки, уверенности детей в себе.
Структура уголка:
- «Цветок успехов»(панно с индивидуальными кармашками каждого ребёнка, куда выкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок;);
- «Звезда недели»(в середине большой звезды - фото ребёнка, на концах - информация о нём, которой он гордится).