Наталья Евгеньевна Королёва
Психологические ресурсы арт-терапии как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это воспитанники, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые влияют на их общее развитие и не позволяют вести полноценную жизнь. Одной из категорий детей с ОВЗ являются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). В последнее время в детских садах число таких детей увеличивается. Одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта ДО является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Из этого следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Педагог, развивая речь и умственные способности детей с нарушениями речи, способствует переходу этой категории детей в массовые образовательные учреждения. Важнейшей целью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Работа педагога направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики, сенсорных и психических функций. Исследования таких педагогов-психологов, как Г. А. Каше, А. Н. Корнева, Р. Е. Левиной, Л. Г. Парамоновой показывают, что у детей с общим недоразвитием речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, фонематические процессы, звукослоговая структура слов, несформированность монологической связной речи, языковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, память, мышление, внимание, моторная функция; имеет место недоразвитие познавательной деятельности, а соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОНР - очень сложное дело. Нужно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А учитывая, что дети с ОНР имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим, занимательным. Педагоги используют самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную деятельность и др. У каждого педагога своя технология, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ. Наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик.
Публикация «Психологические ресурсы арт-терапии как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одним из решений проблемы развития коммуникативных и речевых навыков у детей с ОНР может быть арт-терапия. Арт-терапия (лечение творчеством) - один из эффективных методов терапии детей с речевыми нарушениями, включающий в себя такие художественные приёмы как рисование, лепка, музыка, сказка и т. д.
Многие исследователи видят большие возможности адаптации детей с ОНР при помощи творчества. По их мнению, театральная деятельность включает в себя широкий спектр творческих возможностей для понимания своих способностей ребёнком, а также для его активного взаимодействия с окружающей средой. Даже если ребёнок поначалу является только зрителем, сказка, спектакль положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции. Спектакль и различные театральные средства так же повышают речевую активность. Как показывает опыт, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам. Так же нужно заметить, что театр развивает мимическую, двигательную, эмоциональную, коммуникативную активность при грамотном подборе инструментария. Важно понимать, что коммуникация - это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Рисование может стать одним из способов развития речи и коммуникации. Рисунок - способ отражения своего «Я. Такие занятия развивают ребёнку воображение и мелкую моторику. В рисовании может присутствовать элемент коллективного творчества, если ребёнку сложно самостоятельно нарисовать что-либо самостоятельно. Педагог корректирует рисунок - держит ребёнка за руку, подсказывает, мотивирует. Совместное с ребёнком рисование сказочных героев и т. п. предполагает, что на начальных этапах рисует для него взрослый. При этом он берёт на себя инициативу и в одновременном с рисованием эмоциональном комментировании изображаемого, задавая смысл, общий для участников этого взаимодействия. Хотя, конечно, поддерживаются любые попытки ребёнка присоединиться к этому процессу.
Для многих детей лепка является любимым занятием, поскольку вызывает приятные сенсорные ощущения. Дети любят мять, рвать пластилин, размазывать его по поверхности и рукам, катать шарики. Лепка как деятельность даёт возможность педагогу не только наладить контакт с ребёнком, но и сформировать базовые умения и навыки, необходимые для дальнейшего его обучения: умение работать за столом, выполнять задания по образцу, подражать и др. Цель педагога - не научить лепить, а использовать лепку как основу для общения, развитие умения играть После выполнения работы обязательным условием является простейшая драматизация с участием вылепленной фигурки сказочного персонажа: можно «покормить» героя, слепив для него любимую еду, «налить» в вылепленную чашку воды и напоить принцессу и т. п.
Психологи и педагоги отмечают детскую восприимчивость к музыке. Одна из причин, почему музыка здесь так притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства детей с ОНР. Музыка является психологическим приёмом, в основе которого лежит воздействие на психоэмоциональное состояние. Поэтому возможно использование музыкальных занятий, в том числе для привлечения детей к театральной игре. Создание музыки с использованием инструментов стимулирует чувства и может поощрять речь. Например, игра на гармошке может помочь ребёнку научиться создавать звуки, используя язык, рот и горло. Танцы под музыку позволяют выражать эмоции. Во время пения или прослушивания песен дети повторяют жесты или хлопают по ритму песни. Музыкальные занятия - приятный способ получить коммуникативные и социальные навыки. Психологические ресурсы арт-терапии являются положительно влияющими на развитие коммуникативных и речевых навыков у детей с ОНР. По наблюдениям специалистов, работающих с данной категорией детей, наблюдается:
- расширение словарного запаса, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, пересказывать знакомые произведения;
- формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи;
- улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти;
- снижение уровня тревожности и агрессии у детей;
- реализация творческого замысла в различных видах деятельности.
Литература:
1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Москва: Т Ц Сфера, 2007
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Соцэкгиз. 2006.
4. Куницына Э. М., Тараева Л. А. Говорим правильно. - М. : «РОСМЭН», 2008.
5. Сластья Л. Н. Формирование связной речи детей 4-5 лет. - Волгоград, изд. «Учитель», 2010.
6. Скупченко Ю. В., Демченко С. В. Организация и проведение индивидуальных праздников в детском саду как форма организации эстетического развития ребёнка// ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ, 2015. - № 8.