Людмила Михайлова
Психологические особенности страхов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно данным исследований в коррекционной педагогике и психологии в настоящее время в мире живут около 180 миллионов детей с нарушениями зрения. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся все более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки.
Публикация «Психологические особенности страхов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Трудности эмоционального развития ребенка с нарушениями зрения в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим его взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Эмоциональные расстройства негативно влияют на психическое здоровье дошкольников с нарушениями зрения, а также ограничивает их социальные возможности в процессе адаптации и интеграции.
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что эмоциональная сфера – класс субъективных психологических состояний человека, в отношении которого среди психологов до сих пор нет согласия, хотя его исследования ведутся уже много веков. В исследованиях большинства специалистов эмоциональная сфера рассматривается как «важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющая на любое проявление человеческой активности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности» [3].
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, устойчивости, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. Возрастную динамику эмоционального развития определяют эмоциональные новообразования, последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза: ситуативная вариативность эмоционального реагирования, расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые - социальные, опознание эмоциональных состояний по выражению лица, социальное преобразование выражения эмоций, формирование структуры представлений об эмоциях, вербальное обозначение эмоций [1].
Развитие эмоций у детей с нарушениями зрения, по мнению Л. И. Фильчиковой, проходит особый путь : «…поскольку дети младенческого возраста с нарушениями зрения имеют врожденную патологию зрительного анализатора, то есть раннюю депривацию, то путь психического развития младенца с дефектом зрения является своеобразным как по темпу психического развития, так и по качественной его характеристике» [4].
В своих исследованиях Л. И. Плаксина отмечает, что значительному количеству детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста присущи невротические проявления, которые имеют свою специфику и причины. Можно наблюдать подавленность в настроении, частые слезы, огорчения. В отдельных случаях проявляется повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, рассеянность внимания, эмоциональная неустойчивость и конфликтность [2].
Исследования ученых показывают, что нарушение зрения вносит специфику в развитие всей личности ребенка и особенно велико его влияние на эмоциональную сферу ребенка. У детей со зрительным дефектом наблюдается своеобразие восприятия и недостаточность овладения компенсаторными навыками по созданию наглядно-чувственного образа, приводящие в свою очередь, к обеднению эмоционального опыта. Развитие эмоций у детей с нарушением зрения имеет ряд особенностей : преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность, одиночество, повышенный уровень страхов. Анализ литературных источников показывает, что специальных психологических исследований, посвященных изучению особенностей страхов детей с нарушениями зрения крайне мало.
Целью нашего исследования явилось выявление психологических особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №112 комбинированного вида» и МБДОУ «Детский сад №137 компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимали участие 10 детей с нарушениями зрения (экспериментальная группа) и 19 нормально развивающихся детей 5-7 лет (контрольная группа).
Анализ научной литературы позволил отобрать наиболее приемлемые методики диагностики страхов детей с нарушениями зрения : 1) Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках"; 2)Модификация теста Петера Муриса «Уровни детских страхов». Учитывая контингент детей, нам пришлось адаптировать вышеназванные методики. Мы увеличили размеры предлагаемых изображений.
При помощи методики «Страхи в домиках» "( Авторы: А. И. Захаров и М. Панфилова) нами было проведено исследование с целью выявления количества и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
В связи с тем, что автором этой методики уровни по количеству страхов выделены не были, нам пришлось выделить 3 уровня: высокий, средний и низкий. Для контрольной группы детей наиболее характерен низкий уровень проявления страхов – 52,6 %. Высокий уровень наблюдается у 26,3 % и средний – 21 %. Дети были заинтересованы в эксперименте, задаваемые вопросы вызывали у них улыбку.
У детей экспериментальной группы низкий уровень выраженности страхов не наблюдался. Для них свойственен высокий уровень – 90 %, средний уровень проявился у 10 %.
Модификация теста Петера Муриса «Уровни детских страхов»( Автор: Петер Мурис) показывает, действительно ли тот или иной страх вызывает у ребенка эмоцию страха, или же это реакция опасения, проявляющаяся как тревожность.
Для контрольной группы детей старшего дошкольного возраста характерным является отсутствие страха – 68 %, что говорит о благополучном эмоциональном состоянии детей. Опасение наблюдается в 15,8 % и сильный страх – 15,8 % случаев. При выполнении задания дети вели себя спокойно, уверенно.
У детей экспериментальной группы наиболее часто проявляется сильный страх – 80 %, что говорит о невротизации детей, а также о возможном развитии фобий. Опасение присуще 20 % детей, что говорит о повышении у них уровня тревожности. При выполнении задания дети проявляли взволнованность, у некоторых детей при переспрашивании наблюдалась дрожь в голосе. Анализируя результаты проведенного исследования проявления страхов по методике «Уровни страхов» как у нормально видящих детей, так и детей с нарушениями зрения мы видим, что полученные результаты свидетельствуют о некоторых различиях проявления страхов у детей разных категорий.
Можно сделать вывод, что у детей с нарушениями зрения степень выраженности и количество страхов намного выше, чем у детей с нормальным зрением. Этот факт указывает на необходимость специального психологического сопровождения и организации целенаправленной коррекционно-развивающей программы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Литература
1. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Т. 2. – М. – 1982.
2. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения/ Л. И. Плаксина. – М. : ГороД, 1998. – 262 с.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПБ. : Питер, 2007. – 713 с.
4. Фильчикова, Л. И Нарушения зрения у детей раннего возраста : Диагностика и коррекция / Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. – М. : Полиграф сервис, 2003. – 176 с.