МААМ-картинки

Психологические основы формирования изобразительных умений у старших дошкольников

Валерия Исаева
Психологические основы формирования изобразительных умений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе одной из важнейших задач в педагогической и психологической теории и практике является формирование творческой личности у ребенка. Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Человек начинается развиваться как личность с первых дней жизни. Развитие – необходимое условие существования личности.

Психолог Л. С. Выготский в процессе исследования особенностей детского воображения писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает полной зрелости во взрослом возрасте. У ребенка «не только материал, из которого состоит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого». Также Л. С. Выготский отмечал, что любая практика и любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов. Другой путь – это не воспроизведение готовых способов, а творческая переработка, создание новых образов и действий. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность у ребенка возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из простых форм в более сложные, у каждого периода детства своя форма творчества, и зависит она от других форм нашей деятельности, в частности из опыта.

Публикация «Психологические основы формирования изобразительных умений у старших дошкольников» размещена в разделах

Самостоятельность ребенка дошкольного возраста рассматривается как один из показателей его готовности к школьному обучению, в частности – эмоционально-волевой. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения волевой функции ребенка: формируется умение действовать произвольно, подчиняя и регулируя свое поведение достижению определенных целей, которые ставит перед ним взрослый, коллектив, а потом и он сам. В различных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации, дошкольник начинает выделять цель, управлять своим поведением и подчинять свои действия осознанным целям, учиться доводить дело до конца, преодолевая препятствия. Его поведение определяется не только воспринимаемым, но и представляемым, а также мыслимыми обстоятельствами. Об этом свидетельствует ряд педагогических и психологических исследований А. В. Запорожца, З. М. Истоминой, А. Н. Леонтьева, З. В. Мануйленко и др.

Организация увлекательной и содержательной жизни ребенка в детском саду, насыщение его яркими впечатлениями и обогащение его эмоционально-интеллектуального опыта является основой для возникновения замыслов и развития творческих способностей и воображения. Все это создает основу для творческого развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Отечественные психологи В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и Н. Н. Поддьяков обратили внимание на способность детей дошкольного возраста выделять существенные свойства предметов и явлений в процессе включения в творческую деятельность занятий по созданию аппликаций. В процессе созданий аппликаций дошкольники устанавливают связи между отдельными явлениями и отражают их в образной форме. Этот процесс особенно замечается в различных видах практической деятельности, в процессе которой формируются обобщенные способы синтеза, анализа, сопоставления и сравнения, развивается способность самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительной деятельности, в том числе и аппликацией.

Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, считает, что «всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят».

При проведении занятий аппликацией у детей старшего дошкольного возраста создаются благоприятные условия для формирования таких психологических качеств личности, как пытливость, инициативность, самостоятельность. Непосредственное чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их качествами и свойствами, составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение техникой аппликации требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.

Занятия аппликацией с детьми в дошкольных учреждениях имеют общественную направленность. Ребенок делает аппликацию не только для себя, но и для окружающих его людей. Детей очень волнует отношения взрослых и сверстников к своему творчеству, они чутко реагируют на замечания и оценку родителей, педагогов и других детей. Похвале ребенок радуется, а отрицательной оценке огорчается. Поэтому использование похвалы и порицания необходимо вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, то у него может сформироваться самоуверенность и зазнайство, а если, наоборот, то можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности и понизить самооценку ребенку.

Общие групповые занятия изобразительной деятельностью, в том числе аппликацией, содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений, например, когда дети пользуются одним набором инструментов, одним клеем и т. д.

В своем творческом развитии ребенок дошкольного возраста проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинальных образов с помощью адекватных изобразительно-выразительных средств. Движение от простого образа к творческому обобщению, от восприятия цельного образа к осознанию его внутреннего смысла осуществляется под влиянием взрослого – воспитателя или родителя. Развитие творческого потенциала дошкольников в полной мере способствует их творческому развитию.

Характеризуя формирование изобразительных умений у дошкольников, педагог и психолог А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

В формировании изобразительных умений с психологической точки зрения важную роль играет развитие мелкой моторики пальцев, которая имеет большое влияние на созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Сталкиваясь с предметами и инструментами в процессе изобразительной деятельности, ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, не может понять специфику их использования и часто использует их не по назначению: например, стучит карандашом по столу, бросает его и т. п. Овладение движениями рук особенно важно для развития психики ребенка. Уже к 3 годам у ребенка движения руки достигают значительного развития, но рука еще недостаточно ловка и подвижна, движения еще не всегда точны и целенаправленны. Моторика рук у ребенка особенно активно развивается в процессе формирования изобразительных умений путем систематического обучения при использовании инструментов и различных материалов. Педагог Т. С. Комарова подчеркивает, что особенностью изобразительной деятельности является то, что для осуществления ее важно не просто развитие руки, а обязательное совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения или аппликации, глаз оценивает получающееся изображение и направляет руку в нужное направление.

В результате многократных повторений движений рук и восприятия получающегося изображения при обучении изобразительным умениям под руководством педагога и у ребенка формируются обобщенные представления движений, которые заключаются в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Эти обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении детей нужным движениям, без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

Педагог-психолог Т. А. Савицкая отмечает, что представление еще не обеспечивает выразительного выражения, необходимы изобразительные навыки. Навык возникает как сознательное автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. С. Л. Рубинштейн относил навыки к группе вторичных автоматизмов, т. е. действий, выработанных сознательное, а затем применяемых автоматически.

Ни один из технических навыков после их отработки и автоматизации не может быть применен бессознательно. Например, не может бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, т. к. изменение регуляции движения всегда направлено на характеристику изображаемого. Изобразительные умения и навыки носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть – выполнение рукой определенных действий, и сенсорная – восприятие движения и осуществление зрительного и кинестетического (мышечного) контроля за произведенным движением. Причем на первых этапах обучения зрительный контроль преобладает и в дальнейшем его роль высока. В некоторых изобразительных умениях и навыках зрительный контроль не может быть совершенно заменен мышечным.

В ряде психологических работ таких психологов как Е. И. Бойко, Д. Ф. Николаенко, К. К. Платонов и др. указывается на необходимость четкого различения понятий «навык» и «умение». Навык определяется как часть более общего понятия, а умение характеризуется как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.

Т. С. Комарова разделяла изобразительные навыки и умения на 3 группы :

- навыки и умения владения инструментом;

-навыки, связанные с выработкой качества движений, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке, качество вырезаемых контуров при занятиях аппликацией и т. п. ;

- навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (строения, формы, пропорций и т. д.).

Ясно, что при формировании изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владения инструментом, навыки и качества движения, навык удержания направленности движений, а другие – позднее (умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования, умение регулировать движения ножниц по силе, темпу и т. д. при выполнении аппликаций и т. п.). Изобразительные умения, направленные на передачу формы предметов, их пространственного положения, величины отношений формируются в соответствии с овладением навыками и усложнением изобразительных задач. Такая последовательность определяется тем, что умения могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и уже усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в изобразительной деятельности.

Педагог-психолог Евгений Иванович Игнатьев в своих работах утверждает, что эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техниками изобразительного творчества, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности. В исследованиях Е. И. Игнатьева подробно описано овладение навыками и умениями в изобразительной деятельности, где дана характеристика начальных форм изобразительной деятельности, начиная с дошкольного возраста ребенка с описанием первых шагов. Е. И. Игнатьев считает, что изобразительной деятельности детей предшествует продолжительный подготовительный период, в течение которого происходит знакомство ребенка с изобразительным материалом, с основными его свойствами. Также он отмечал, что дети, не имевшие долгое время в своем распоряжении материалов для изобразительной деятельности, не проявляли интереса к освоению изобразительных умений и навыков в течение долгого времени. Е. И. Игнатьев говорил, что «важнейшим побудителем к изобразительной деятельности является пример взрослых». Ребенок подражает движениям деятельности взрослого.

Относительно детей дошкольного возраста, Е. И. Игнатьев указывает, что в начале усвоение новых движений совершается под контролем зрения, а далее с образованием двигательных навыков, контроль за движением осуществляется с помощью мышечно-суставных ощущений, от точности которых зависит точность движений. Зрительный контроль при занятиях изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста никогда не устраняется целиком – координация пальцев рук еще недостаточна, плохо развит большой палец. Корковая регуляция движений достигает довольно высокого уровня у детей только к 7 годам, поэтому развитие движений в дошкольном возрасте – важная задача. Развитая рука позволяет более точно передавать контур предметов. Для формирования двигательных навыков Е. И. Игнатьев предлагает использовать специальное упражнение «рисование в воздухе». Это упражнение подготавливает руку и глаз к реальному изобразительному движению, но иногда дети не в состоянии повторить эти движения в другом масштабе на листе бумаги. Е. И. Игнатьев обращает внимание на то, что пока сложные действия хорошо не закреплены, ребенок не восприимчив к усвоению новых действий, которые базируются на этих, еще не закрепленных системах. Воспитатель всегда должен помнить об этом, чтобы его работа по формированию изобразительных умений у детей не было проведена «впустую».

В общей психологии изобразительные умения и навыки – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием успешного ее выполнения. Очень часто в обыденном сознании изобразительные умения отождествляются с успешным выполнением работ в различных видах художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. д.

Относительно детей дошкольного возраста можно выделить игровые, литературные, изобразительные, музыкальные навыки. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальные творческие способности».

Формирование изобразительных умений детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе (И. П. Волков, Е. Е. Кравцова) определяются как развитие творческих способностей ребенка в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, проявляя творческое мышление и воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Вслед за известным американским психологом П. Торренсом, изучавшим творческое мышление детей, большинство отечественных психологов и педагогов, среди которых С. Л. Рубинштейн, сходятся на том, что основными характеристиками для успешного формирования творческих умений, в том числе и изобразительных, детей дошкольного возраста являются беглость, оригинальность и гибкость их творческого мышления и воображения.

Аппликация как наиболее простой и доступный для детей дошкольного возраста способ создания художественных работ, является деятельностью, включающую в себя элементы других видов деятельности – игры, труда, изобразительной деятельности. Благодаря такому интегральному характеру в аппликации заключены благоприятные возможности для формирования изобразительных навыков детей дошкольного возраста.

Анализ психологических исследований в области формирования изобразительных умений в аппликации у старших дошкольников показал, что детям доступно усвоение разнообразных художественных техник, в том числе техника «декупаж».

Публикации по теме:

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.

Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области "Ребенок и общество". Надеюсь, что предложенный.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические основы формирования изобразительных умений у старших дошкольников
Опубликовано: 13 мая 2021 в 19:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические основы формирования изобразительных умений у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Исаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД