Алена Михайлова
Консультация для родителей «Психологическая поддержка детей в возрастных кризисах»
▼ Скачать + Заказать документы
С момента рождения каждый человек проходит особый жизненный путь, на каждом этапе которого он сталкивается с определенными возрастными кризисами. Несмотря на ставшую привычной негативную оценку понятия «кризис», это необходимый процесс для перехода на новую стадию, достижения новых целей, переломный момент, который позволяет развиваться и продолжать двигаться к новым жизненным этапам.
Кризисы, с которыми сталкивается ребенок и способы поддержки :
• Кризис новорожденности
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая поддержка детей в возрастных кризисах“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В течение первых 4-6 недель после рождения ребенок учится жить в новом пространстве, адаптируется к воздушной среде, температурным изменениям, учится дышать, получать и переваривать пищу, организм ребенка перестраивается под новые условия.
Для данного периода характерны: продолжительный сон, безусловные рефлексы, слабые слух и зрение, слабая эмоциональность.
Как поддержать ребенка : быть в телесном и эмоциональном контакте с ребенком с момента его рождения, как можно скорее реагировать на потребности ребенка, которые он выражает через плач. На данном этапе для ребенка крайне важны любовь, нежность и ласка.
• Кризис 1 года
Возникает в возрасте в среднем от 12 до 18 месяцев. Выражается в острой потребности изучения окружающего мира, рамок дозволенного, получения большей свободы, формировании самостоятельности.
Характерны непослушание, стремление к самостоятельным действиям, повышенная чувствительность к замечаниям, капризы.
Как поддержать ребенка : проявить терпение, задействовать креатив – чувство юмора и изобретательность в переключении внимания ребенка или противостоянии его манипуляциям. Особо важна поддержка начинаний и самостоятельности ребенка!
• Кризис 3 лет
Может происходить в период от 2,5 до 4 лет. Ребенок осознает себя как отдельную личность, чувствует потребность в независимости. Именно на данном этапе начинается процесс сепарации (отделения) ребенка от родителей, а не в подростковом возрасте, как зачастую считает большинство.
Характерны: непослушание, упрямство, протестное поведение (ребенок совершает поступки «как будто назло», высокая эмоциональность, капризы и истерики.
Как поддержать ребенка : не допускать гиперопеки, выстраивать свое поведение, слова и действия последовательно, задействовать изобретательность ( пример: если ребенок принципиально не хочет есть, можно предложить ему выбор из двух возможных блюд, чтобы у него возникла возможность принятия самостоятельного решения, поддерживать самостоятельность и поощрять за достижения.
• Кризис социализации (школьного возраста)
Возникает при поступлении ребенка в школу в период 6-8 лет. Сопровождается сложностями изменения видов деятельности (вместо игры теперь учеба) и представления себя в новой среде, получением и изучением новой социальной роли – ученика, появлением нового круга общения (во многом вынужденного, не по интересам, получением ребенком внешнего мнения о себе и формирование собственного.
Характерны: сложности с самооценкой, конфликтное поведение, борьба за личностные границы.
Как поддержать ребенка : признавать восприятие ребенка себя как взрослого, отдавать ответственность (избегать жесткого контроля выполнения домашних заданий, обозначить круг домашних обязанностей, помогать в вопросах, в которых ребенок сам просит помощи, интересоваться его жизнью (а не контролировать).
• Кризис подросткового (переходного) возраста
В среднем приходится на период 12-14 лет, но может начинаться уже с 10 лет. Один из самых сложных периодов для ребенка, этап сепарации от родителей, сопровождаемый физиологическими (изменение гормонального фона, роста, внешности, эмоциональными (сложности с самооцениванием, принятием себя) и социальными изменениями (осмысление половой принадлежности, близость к переходу во взрослую жизнь).
Характерны: непринятие себя, сниженный эмоциональный фон, агрессия, перепады настроения, равнодушие (в том числе демонстративное, конфликтность.
Как поддержать ребенка : общаться как с равным взрослым, принимать важность происходящего с ребенком, осознавать, что изменения, происходящие с ним, – нормальны, балансировать между директивностью и свободой, заручиться терпением и пониманием, что наименьшее противостояние ребенку в подростковом кризисе формирует его близость с родителями.