Бражникова Светлана Николаевна
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к школе, является одной из проблем в детской психологии, интерес к которой не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, социально-культурные процессы, все это оказывает самое непосредственное влияние на актуальность проблемы для исследования, и подходы к его дальнейшему изучению.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности и подготовка к школе.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Однако, значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст, и имеющиеся у них школьные навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является, то, что они еще малы психологически, т. е. не готовы к школьному обучению. Это говорит о том, что необходимо разрабатывать критерии психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.
Исследование подготовки детей к школе впервые было осуществлено непосредственно под руководством психолога – академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с психологом Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Большой вклад в детскую психологию и в изучаемую проблему внесли отечественные психологи : Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, В. С. Мухина и другие.
Психологическая готовность является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установления со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
В отечественной психологии твердо установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе – это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.
Первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов учения: отношения к нему как к важному, общественно значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения у него этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающихся в живом интересе к окружающему, в стремлении усваивать новое.