Ольга Кизерова
Психологическая готовность педагогов в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
подготовила педагог-психолог : Кизерова О. С.
г. Советский. 2018г.
Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.
Задачи:
Публикация «Психологическая готовность педагогов в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Образовательные: познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ.
Развивающие:
• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.
• развивать позитивное отношение к себе.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.
Целевая группа: педагоги, работающие с детьми с ОВЗ
Оборудование: компьютер,проектор, экран, магнитофон.
Подготовительная работа : подготовка помещения, материалов для работы, рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ.
Сценарный план:
Вводная часть (5 мин.)
Приветствие
Упражнение «Прилагательное на первую букву имени».
Теоретическая часть (3 мин.)
Постановка проблемы
Практическая часть (40 мин.)
Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»
Заключительная часть (10 мин.)
Технология "острова" (рефлексия)
Ход проведения мероприятия
Психолог : Здравствуйте, уважаемые педагоги! Прежде чем начать нашу работу давайте поздороваемся.
Упражнение «Прилагательное на первую букву имени».
Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.
Психолог. Предлагаю каждому участнику написать то имя, которым к Вам будут обращаться в ходе нашего мероприятия. А сейчас, каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Наталья. Я надежная»
Психолог : Основная наша задача сегодня – познакомиться с особенностями детей с ОВЗ.
Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»
Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.
Участникам предлагается разделиться на группы.
Психолог : Обычному человеку трудно представить себе сложности, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы чуть-чуть прочувствовать эти сложности, я предлагаю поучаствовать в упражнениях.
1 группа (зрение)
Участники делятся на пары. Одному человеку из каждой пары предлагается надеть повязку (он будет «слепой»); второй будет «лидером». Задание для лидера: провести слепого по отведенному участку на скорость, обходя предметы, расположенные на пути. Условие: слепого не трогать, а направлять словами. Затем в парах «слепой» и «лидер» меняются ролями.
После проведения упражнения проводится беседа, в ходе которой можно задать следующие вопросы.
- Какие у вас были ощущения?
- Что было легче: направлять товарища или двигаться самому?
2 группа (слух)
Выбирается ведущий, один из членов группы. Остальные становятся художниками. Задача ведущего – без слов объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (дом, дерево)
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали?
- Какие затруднения испытывали?
- Не возникло ли у ведущего мысли, что он попал в то место, где его не смогут понять?
- Не возникало ли у художников мысли, что они не понимают что хочет «рассказать» ведущий?
- Хотели ли художники понять быстрее, что хочет «рассказать» ведущий?
- Легко ли было, рассказывать, не говорить?
3 группа (опарно-двигательные нарушения)
Участвуют две пары. В парах каждый по очереди должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук.
После выполнения упражнения психолог задает вопросы.
- Получилось или нет?
- Как решили проблему?
- Догадался ли кто-то попросить товарища написать свое имя (условие, что он тоже без рук, не вводилось?
4 группа РАС
Включается громко музыка (рок, металл) и психолог просит показать простые эмоциональные состояния (“мне страшно”, “хочу пить”, “хочу погулять”, “удивление”).
Вопросы для обсуждения:
• Что вы чувствовали?
• Что было труднее, слушать инструкцию или выполнять задание?
После выполнения всех упражнений. Каждая группа получает памятку, на которой даны особенности ребенка. Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме. После представления группой своего «ребенка» все участники дают рекомендации по работе с ним.
Просмотр слайда «Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
Психолог : Огромное значение при работе с детьми с ОВЗ играют Ваши профессионально-личностные качества. Какими на ваш взгляд профессионально-личностными качествами должен обладать педагог, работающий с детьми с ОВЗ?
Обсуждение. Просмотр слайдов «Профессионально-личностные качества педагога»
(4 слайда)
Психолог :Ребенок с ОВЗ, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни.
Просмотр слайда «Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья»
Психолог : Мы сегодня прекрасно поработали, и перед тем как закончить нашу встречу, хотелось бы узнать о вашем отношении к встрече.
ТЕХНОЛОГИЯ "ОСТРОВА"
Цель: рефлексия занятия.
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов" : о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Бермудский треугольник.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления".
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.
Небольшое обсуждение. Раздача рекомендаций для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Психолог : Главное настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие, и можно исправить практически всё. Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
Подведение итогов
Подвести педагогов к той мысли, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.