Получи документы

Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте

Хава Косумова
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте

Работа по психологической коррекции поведения детей очень важная и сложная. И залог успеха такой работы заключен во взаимодействии разных специалистов и родителей. Что включает в себя коррекция психологического развития ребёнка? Методы, принципы и этапы деятельности детских психологов и психотерапевтов.

Когда стоит беспокоиться?

Родителям следует обратить пристальное внимание, если ребёнок:

Агрессивен.

Появились проблемы с общением.

Стал хуже учиться.

Проблемы с аппетитом (ест мало или много).

Стремится оставаться в одиночестве.

Мучают кошмары во сне, плохо засыпает, часто просыпается.

Присутствует страх, тревога, раздражение.

Не хочет заниматься тем, что раньше нравилось (не просто вместо рисования стал лепить из пластилина, а отказывается делать и то, и это).

Не уверен в себе.

Жалуется на недомогание, но врач не подтверждает заболевания.

В семье был развод, тяжёлая болезнь, смерть близких.

Если эти проблемы уходят без вмешательства через пару недель, ничего страшного нет. Но если такое состояние затягивается, надо обратиться к специалисту, детскому психологу или психотерапевту.

Вот принципы, которых должен придерживаться специалист:

Сначала должна быть проведена тщательная диагностика с опросом опекунов и обследованием ребёнка, и только после можно приступать к коррекции.

В процессе взрослый и ребёнок обязательно взаимодействуют.

Психотерапевт учитывает особенности ребёнка, его интересов, характера, темперамент.

Ребёнок должен получать удовольствие во время занятий.

Работа проводится, чтобы устранить причины отклонений.

Принцип нормативности. Специалист ориентируется на эталоны развития в определённом возрасте.

Что касается этапов работы, их пять. Во время первого этапа специалист узнаёт о проблеме. Второй этап — это прогноз. Психотерапевт или психолог должен понять, как будет развиваться ребёнок при условии коррекции и без неё. Третий этап — создание специальной программы по коррекции. Её психолог разрабатывает совместно с родителями, педагогами. Четвёртый этап — выполнение программы. И последний этап — анализ эффективности.

В любом случае специалист должен расположить к себе ребёнка, создать доверительную атмосферу. Только тогда можно будет найти способы воздействия на психику конкретного ребёнка.

Одна из самых распространенных поведенческих проблем в дошкольном возрасте. Излишняя подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность болтливость - все это симптомы гиперактивного поведения. Черты гиперактивности начинают появляться в большинстве случаев после четырех лет и сохраняются до подросткового возраста. Гипердинамичный ребенок действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка - его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Причины развития гиперактивности:

• неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

• психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам)

Тревожность.

Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Определить тревожность у ребенка помогают следующие критерии: постоянное беспокойство; трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); раздражительность, нарушения сна.

У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

• отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;

• невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;

• боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого, какая-то эмоциональная угроза, и т. д.

Страхи.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Согласно источнику, ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний.

Этот метод оказывает влияние на самочувствие ребёнка, создаёт определённый эмоциональный настрой, способствует развитию психомоторики и произвольной регуляции поведения.

Основной формой коррекционной работы с дошкольниками является курс специальных занятий, целью которых является эмоциональное воплощение ребёнка в заданный образ, отождествление с ним, то есть имитация различных эмоциональных состояний.

Для диагностики и коррекции эмоциональных нарушений у детей рекомендуется обратиться к специалисту.

Публикации по теме:

Прогулка в старшем дошкольном возрасте Прогулка на свежем воздухе имеет огромное значение для профилактики утомления, а также психического и физического развития детей. Пребывание.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 15:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Хава Косумова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД