Ирина Губанова
Психогимнастика в ДОУ
В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста достаточно актуальна и очень распространена. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы дошкольники оказываются неспособными к саморегуляции деятельности. У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Появляется все больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т. д. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.
Публикация «Психогимнастика в ДОУ» размещена в разделах
Особое внимание я уделяю укреплению психоэмоционального здоровья детей, для этого в своей работея использую нетрадиционный метод оздоровления дошкольников, а, именно, психогимнастику. Именно она, наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Термин «Психогимнастика» попал в дошкольную педагогику благодаря Маргарите Ивановне Чистяковой в ее одноименной книге (Психогимнастика в детском саду, М., Просвещение, 1990). Психогимнастика трактуется там, как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)».
Психогимнастика– это «выразительные движения», которые можно обозначить, как характерные моторные реакции, включающие мимику, жесты, пантомимику.
Цель:сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Задачи:
Учить детей выполнять элементы техники выразительных движений (мимика, пантомимика, жесты)
учить подражательно воспроизводить чужие эмоции;
учить детей анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;
обучать навыкам саморасслабления
обучать навыкам снятия мышечного напряжения
развивать нравственные представления
развивать познавательные процессы
развивать эмоциональные реакции и способы их выражения
развивать коммуникативные навыки
Этот метод дает детям возможность в игровой форме и с помощью специальных упражнений выражать свои переживания, эмоции, чувства, проблемы посредством движений, мимики и жестов. Все это дает взрослому (педагогу, психологу) не только развивать, но и в определенной степени корректировать различные стороны психики ребенка. Игры и упражнения по психогимнастике строятся на воображаемом материале, что позволяет создавать образ, окрашивать его эмоциями и движениями. Это очень важно для тренировки выражения чувств, эмоций, настроения. На занятиях дети охотно «проживают» ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и другие) представляются от имени сказочных персонажей, животных.
Такие игры и упражнения дают возможность испытывать разнообразные эмоциональные и мышечные ощущения, доставляя детям массу удовольствия, включают в работу фантазию, поднимают настроение, развивают артистические способности.
Важным преимуществом психогимнастики является стимулирование психической и физической активности ребенка, содействие эмоциональному равновесию, формированию уверенности в себе.
Психогимнастика рекомендуется в первую очередь детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе со здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических и коррекционных групп. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе.
В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья.
В своей работе данный метод я использую:
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)
3. В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Упражнения, этюды, для детей, которые я использую в своей работе:
1. этюды на выражение различных эмоций (радости, удивление, страха, гнева и т. д.).позволяют развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать свое. Этотакие этюды как: «Вкусные конфеты», «Медвежата выздоровели», «Первый снег», «Встреча с другом», «Сердитый дедушка», «Ваське стыдно», «Поссорились и помирились» и др.
2. Упражнения для снятия агрессивности, такие как: «Два барана»,«Дружба»С помощью этих упражнений можно снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.
3. Упражнения для повышения самооценки, такие как «Зайки и слоны»,дают возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
4. Этюды на отображение отрицательных черт характера, такие как «Хочу и все!», «Мышка-хвастунья», «Кривляка» и др., с помощью них дети учатся через мимику и жесты передавать черты характера.
5. Игры на сопоставление различных черт характера, напримерИгра «Злюка, плакса и резвушка», развивают способность понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать свое, коррекция эмоциональной сферы детей.
6. Упражнения для снятия напряжения, расслабления мышц: «Доброе животное», «Воздушные шарики», «Шалтай-болтай», «Потянулись-сломались», «Поза покоя» и др.
Во время таких упражнений мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Нельзя переходить к следующей группе мышц, пока предыдущая не станет «послушной».
Во время таких упражнений я помогаю детямуловить точность области ощущения своими прикосновениями к ребенку: взяв за руку, встряхнув - «расслаблена ли?», погладив спинку - «где напряжение?»
В последовательности психогимнастическихупражнений особенно важно соблюдение чередования и сравнение противоположных по характеру движений:
- напряженных - расслабленных;
- резких - плавных;
- частых – медленных и т. д.
Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга : упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.
Благодаря психогимнастике :
• преодолеваются барьеры в общении детей;
• снимается психическое напряжение;
• развивается лучшее понимание себя и других;
• создаются возможности для самовыражения ребенка.
Занятия по психогимнастикедают ребенку возможность :
• просто общаться с детьми,
• легко выражать свои чувства,
• свободно понимать чувства других,
• исключить невротические проявления (неуверенность, страхи,
• развивать позитивные черты характера (доброту, смелость, честность, уверенность.
Применение метода психогимнастики оказывает положительное влияние на эмоционально-психическое здоровье ребенка.