Шевченко Олеся
Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - первая ступенька в общей лестнице психологического развития ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Оценивая значения этой ступеньки, мы должны, с одной стороны, то, что она даёт для всей последующей жизни, и, с другой-её подготовительное значение для следующей ступени- ступени школьного обучения.
Публикация «Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником - это различие основных, или, как говорят психологи, ведущим видом их деятельности. В дошкольном детстве-это игра, в школьном – учение. Каждый из этих видов деятельности предъявляет свои требования к психике ребёнка и создаёт свои неповторимые условия для развития определённых психических процессов и свойств личности. И задача изучения преемственности между возрастами в значительной мере состоит в том, чтобы выяснить, какие психические качества, складывающиеся в игре, имеют наибольшее значение для последующего умения и как должны руководить детской игрой, чтобы эти качества воспитать.
Говоря об игре, как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Другие виды игр – подвижные, дидактические, строительные- хотя и широко используются в дошкольном воспитании, но имеют значительно мен6ьшее развивающее значение и служат для реализации более частных воспитательных задач.
Сюжетно-развивающая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами опреде5ляют сюжет игры. Берут на себя соответствующие роли. Распределяют игровой материал. Намечают и развивают содержание игры. Выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли их внимание. Конечно, всё это возможно лишь при условии, что воспитанники детского сада в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью.
Что даёт такая игра участвующему в ней ребёнку? Какие психологические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребёнком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирован6ие взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и осознания. Но здесь мы ограничимся рассмотрением того значения, которое она имеет для умственного развития. С этой точки зрения, наиболее важны формирующиеся в игре представления детей о мире взрослых людей, их действиях и взаимоотношениях и складывающиеся под влиянием игры умственные способности.
В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. И свидетельство тому- сюжеты и содержание игр. В которых отражаются преимущественно такие действия и взаимоотношения. Однако пути этого ознакомления и его результаты до недавнего времен6и оставались недостаточно изученными. Ведь для того чтобы отобразить в игре какие- либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться (разумеется, с помощью старших). Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в её ходе от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное не это. Дело не в количестве сведений, получаемых ребёнком, а в качестве их усвоения.
То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чём они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. «Важная роль игры в психическом развитии,- писал в одной из своих последних работ специалист по дошкольному детству А. В. Запорожец, - объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования внешних предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены».
Что же представляет собой моделирование и почему оно столь важно для развития ребёнка? Модель- это такое отображение действительности, в которой те или другие её элементы заменены какими- либо заместителями. А отношения между элементами переданы при помощи соответствующего отношения заместителей. Различного рода модели – одно из важнейших средств научного познания мира. А также передачи детям знаний в школьном обучении.
В процессе игры дети, как известно, берут на себя различные роли и тем самым замещают людей, находящихся между собой в определённых социальных взаимоотношениях. Что же касается отношений между соответствующими персонажами, то они передаются с помощью игровых действий. При этом, игровая модель, как и всякая модель, отображает действительность обобщённо, т. е. выделяют только самые основные и общие отношения, опуская всё второстепенное. Это и приводит к тому, что дети достигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остаётся от них скрытой, заслоненной массой несущественных деталей.
Специальное исследование показало, что дошкольники осень легко обучаются передачи тех отношений, которые отображаются в игре в виде графических моделей, т. е. схем, начерченных на бумаге.
Но значение игровых моделей не исчерпывается тем, что при их помощи дети усваивают, осознают некоторые важнейшие стороны окружающей их жизни. Ещё более важно происходящее при этом овладение самим моделированием- способность строить и применять модели, в которых выделяются и отображаются известные отношения.
Работы детских психологов- Л. С. Выготского и Жана Пиаже – устанавливают, что в игре складывается символическая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.
Действительно, именно в игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатство человеческой культуры, закреплённой и передающейся из поколения в поколения в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика и т. д. Но главное- это, то что использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, а это перестраивает все психические процессы ребёнка, позволяет ему строить в уме представление о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Наиболее типичная для дошкольного возраста форма таких представлений- наглядные модели, в которых отношения между предметами и явлениями передаются пространственными отношениями заместителей.
Исследования показали, что способность к наглядному пространственному моделированию, т. е. построению и использованию представлений, имеющих форму наглядных моделей (типа схемы, плана, чертежа, является одной из важнейших умственных способностей. Складывающихся в дошкольном детстве. Уровень её развития в значительной степени определяет общий уровень умственного развития ребёнка.
Своим происхождением способность к наглядному моделирования обязана как раз тому. Что сама деятельность детей носит моделирующий характер и одно из центральных мест здесь занимает моделирующий характер детской игры, о котором говорилось выше.
Таким образом. Особую ценность для умственного развития ребёнка имеет игровое моделирование действительности.
Ещё одно приобретение в умственном развитии, непосредственно связанно с игрой,- формирование способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами.
Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнить игровые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заместителей; один и тот же заместитель начинает использоваться для обозначения разных предметов и наоборот. А это- уже элементы воображения, творчества. Ещё большой толчок развитию воображения даёт сопоставление модели, создаваемой в игре, с самой моделируемой действительностью. За собственными игровыми действиями и действиями партнёров ребёнок начинает «видеть» второй, воображаемый план.
Таким образом, развитие мышления в игре неразрывно связано с развитием воображения.
Разумеется, то, что было сказано выше о развивающем значении сюжетно- ролевой игры, относится к случаю, когда сама игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. А для этого требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны взрослых. Да и при наличии такого руководства те умственные качества. Которые несёт в себе игра, развиваются не у всех детей в одинаковой мере : это зависит от того места. которое занимает ребёнок в совместных играх, от его индивидуально- психологических особенностей и от ряда других причин. Но важно подчеркнуть: эти качества имеют не приходящее значение, составляют «золотой фонд» личности. Так, способность к наглядному моделированию, развитое воображение необходимы в самых различных видах человеческого труда, и если они не будут развиты в дошкольном детстве, наверстать это потом оказывается чрезвычайно трудным делом.
Посмотрим теперь, в какой мере те достижения в умственном развитии, к которым приходит ребёнок благодаря игре, готовят его к школьному умению.
Учение отличается от игры, прежде всего, своей обязательностью, необходимостью направлять умственные усилия на решение строго определённых учебных задач. Кроме того, оно требует от ребёнка большой сосредоточенности и последовательности в рассуждениях, определённой дисциплины мысли. Умения контролировать свои действия. Немаловажное значение имеют и те конкретные знания и навыки (особенно по математике и грамоте, с которыми ребёнок приходит в школу.
И если мы будем ожидать, что все эти качества и знания ребёнок получит в игре, то наверняка просчитаемся. Как мы видели, игра даёт нечто иное, а именно- развитие некоторых необходимых каждому человеку умственных способностей. Скажется ли уровень их развития в процессе школьного обучения? Безусловно. Но одних этих способностей. Особенно на первых порах, может оказаться недостаточно. Более того, они могут оказаться замаскированными при недостатке имеющихся у ребёнка знаний и навыков учебной работы. Многое здесь будет зависеть от учителя- его задача дать детям необходимые знания и навыки, не подавляя при этом самостоятельности их мышления, живости воображения. К сожалению, далеко не все учителя осознают эту задачу и умеют с ней справляться.
Конечно, и в дошкольном возрасте можно в известной мере подготовить ребёнка к конкретным условиям школьного обучения, но это задача, которая решается в основном не игровыми средствами. И если сопоставить достижения в умственном развитии, связанные с сюжетно-ролевой игрой, и те «школьные» знания и навыки, которые соответствуют условиям обучения в первом классе, предпочтения необходимо отдавать первым, так как они имеют значительно более широкое значение и более длительные последствия.